Вы здесь
Главная > #ПОЛИТИКА/ЭКОНОМИКА > МЕТОДИЧКА ДЛЯ ЗАКОНОТВОРЦЕВ

МЕТОДИЧКА ДЛЯ ЗАКОНОТВОРЦЕВ

Председатель комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников представил в понедельник на заседании комиссии правительства по законопроектной деятельности новую редакцию Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов.

Новая редакция 2021 года была подготовлена Правовым управлением Аппарата Госдумы совместно с Государственно-правовым управлением президента и думским комитетом Павла Крашенинникова.

Методичка утверждена и согласована.

Крашенинников сообщил, что Методические рекомендации содержат подробную информацию о правилах оформления проектов законов. Указывается, каковы особенности оформления законопроектов, устанавливающих новое правовое регулирование; законопроектов о ратификации; законопроектов о внесении изменений в законодательные акты. Прописана структура законопроекта в зависимости от его вида. Объясняется как правильно оформлять части, разделы, подразделы, главы, параграфы и статьи законопроекта. Какая требуется нумерация, пунктуация и форматирование в том или ином случае. Чем отличается «введение в действие» от «вступления в силу». В каких случаях оформляются приложения к законопроекту и так далее.

Методические рекомендации необходимы при подготовке законопроектов к внесению в Государственную Думу. Это важно для всех субъектов права законодательной инициативы. Согласно статье 104 Конституции РФ субъектами права законодательной инициативы являются: президент, Совет Федерации, сенаторы РФ, депутаты Госдумы, правительство, региональные заксобрания, Конституционный и Верховный суды по вопросам их ведения.

Медодичка также нужна при работе над законопроектами в Думе и при подготовке поправок ко второму чтению и работе перед третьим чтением.

Павел Крашенинников напомнил, что предыдущая редакция таких Методических рекомендаций была выпущена в 2003 году. В новой редакции можно выделить следующие изменения.

Появилась рекомендация в наименовании принимаемого законодательного акта не давать никаких уточняющих формулировок, таких как: «в связи…», «в части…» в том числе заключенных в скобки.

Наименование законопроекта должно отражать его содержание и основной предмет правового регулирования. Оно должно быть точным и четким. А законодательные акты со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают законодательство, затрудняют систематизацию и понимание законодательных актов. Особенно они неудобны при ссылках на них в других нормативных правовых актах, документах и статьях.

Предмет правового регулирования, изложение концепции предлагаемого законопроекта, а также его цель и мотивированное обоснование необходимости принятия должны содержаться в пояснительной записке к законопроекту.

В правилах указания источников официального опубликования при внесении изменений в законодательные акты появился новый источник – Официальный интернет-портал правовой информации regulation.gov.ru

В законодательные акты о введении в действие кодексов дана рекомендация не включать нормы, имеющие самостоятельное правовое значение, или нормы, предусматривающие права и обязанности участников правоотношений, не изменяемых данным кодексом на день введения его в действие.

Выработана позиция по оформлению структуры законодательного акта. Статьи должны иметь сквозной порядок. Это же правило относится и к главам и разделам (при их наличии).

Дается рекомендация избегать примечаний. Предписания, по общему правилу, должны находиться в тексте статьи.

Также предлагается отказаться от новой редакции закона.

Крашенинников надеется, что методичка будет помогать в дискуссиях не только в парламенте, но и внутри органов исполнительной власти, послужит защите прав и законных интересов граждан, поможет упорядочить систему российского законодательства.

От себя добавлю, что это безусловно шаг вперед и он упростит как работу над законами, так и их анализ. Внимание к законодательной работе в стране растет, а разобраться в законопроектах подчас сложно. Действует общий тренд, отмеченный литературоведом Дмитрием Быковым – чтоб было написано трудно и сложно. Начиная с бюджетного процесса, в официальном языке распространяется тенденция к усложнению, обратная тому, что в прошлом веке описали Дитмар Розенталь и Владимир Вакуров.

Методичка конечно не решит всех проблем российского законодательства, в частности, избыточности числа субъектов права законодательной инициативы, которых в стране семь сотен. Ну и основной проблемы современности – отсутствия профессиональной подготовки некоторых управленцев. Из-за этого законодательство России отличается от советского избыточной детализированностью и попытками предусмотреть все проблемы будущего шторма на берегу. И все равно порой трактуется неоднозначно.

Лев МОСКОВКИН.

Добавить комментарий

Loading...
Top