
В пятницу, 9 апреля, на сцену Театра Романа Виктюка возвращается легендарный спектакль «Служанки». Эта постановка стала первым спектаклем «Сатирикона» после ухода его основателя Аркадия Райкина.
Прошло более тридцати лет с тех пор, как постановка Романа Виктюка полностью перевернула сценические традиции 1980-х и на долгие годы стала символом нового театрального направления в России и мире. Этот спектакль – своеобразная провокация, проверка публики на открытость новому и способность хотя бы на два часа подняться над бытом и заглянуть в неведомое.
Восстановлением спектакля занимался первый исполнитель роли Мадам Александр Зуев, совместно с которым в 2006 году Виктюк и создавал третью, существующую в настоящее время редакцию постановки.
Переработанная Романом Виктюком фраза Жана Жене из книги «Богоматерь цветов»: «Я считаю, что в «Служанках» играть должны мужчины. Именно мужчины», – послужила отправной точкой для небытовой, метафизической, ритуализированной постановки, ставшей отдельным театральным брендом. Она вобрала в себя изысканные линии модерна, элементы восточного театра и восточных же ритуалов, пластику из Индии, Греции и Египта, европейскую музыку и… абсолютное торжество красоты.
В каком-то смысле «Служанки» декларируют торжество Игры над обыденностью, театральность, возведенную в степень, как отдельный сценический жанр. Именно благодаря особому способу актерского существования, заданному Виктюком, – постоянному ощущению дистанции по отношению к образу, неотождествлению себя с персонажем, – на сцене возникает история из жизни символов, масок, демонов, прекрасных чудовищ – но только не людей.
Возможно, именно поэтому спустя 33 года «Служанки» все еще актуальны и все еще собирают полные залы в разных городах РФ и разных странах мира.
По материалам «Мой Дом Москва».
На снимке: сцены из спектакля