Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > ВАДИМ РАЙКИН: С ОПЫТОМ, С ВОЗРАСТОМ РАБОТА НАД РОЛЬЮ СТАНОВИТСЯ ТРУДНЕЙ

ВАДИМ РАЙКИН: С ОПЫТОМ, С ВОЗРАСТОМ РАБОТА НАД РОЛЬЮ СТАНОВИТСЯ ТРУДНЕЙ

Вишневый сад

Заслуженный артист РФ  Вадим Райкин более двадцати лет служит в «Московском театральном центре «Вишневый сад» под руководством Александра Вилькина». Он создал галерею замечательных образов, и продолжает свой творческий путь с присущей ему энергией , идущей, как мне кажется, от любви и благодарности к жизни. О творчестве и премьерных работах – наша беседа.

– Вадим Николаевич, как давно вы служите в МТЦ «Вишневый сад»?

– Художественный руководитель театра Александр Михайлович Вилькин пригласил меня в театр в августе 1994 года. Помню этот день, как сейчас. Мне позвонили и сказали, что Александр Михайлович ждет меня в Доме актера на Арбате. А жил я тогда в Отрадном. Так вот, из Отрадного до Арбата я долетел минут за тридцать. Мы встретились, поговорили,  и он взял меня без показа. И вот уже более 25 лет я счастлив служить в этом замечательном театре.

Критики пишут, что вам с равным успехом даются как классические, так и современные роли. А вы сами человек какой формации? В каком времени вам было бы комфортнее всего?

– Спасибо за столь высокую оценку моего творчества.  Но если взглянуть  на все исторические периоды, которые прошло человечество,  хочется сказать спасибо за то, что мы живем именно сейчас. Лично мне трудно представить себя в другом времени, где письма приходилось ждать месяцами, смерть от обычной простуды была нормой, а нескончаемые войны также понижали шансы выжить. Я абсолютно современный человек, живущий проблемами сегодняшнего дня. Я рад, что еще жива моя мама, которой 88 лет. Я радуюсь успехам своих родных и друзей. Я горжусь своим сыном, который не пошел по моим стопам, хотя и снимался в кино, будучи мальчишкой, а стал профессиональным звукорежиссером.  Я счастлив приходить в любимый театр, встречаться с коллегами, репетировать и выходить на сцену, чтобы порадовать – я надеюсь на это – наших дорогих зрителей!

Сцена из спектакля "Русское варенье"
Сцена из спектакля «Русское варенье»

– Из чего, на ваш взгляд, складывается творчество артиста? Где та грань для вас, за которую вы бы никогда, как профессионал, не перешли?

– На этот вопрос очень легко ответить, потому что это написано во всех учебниках по актерскому мастерству: это мысли и чувства, творческая фантазия, личный и социальный опыт, знания и жизненные наблюдения, вкус, темперамент, юмор, актерское обаяние. И главное – способность, по заданию режиссера вызывать в себе нужные чувства. Гениальный артист Олег Борисов рекомендовал студентам театральных вузов:

«Не посылайте никому воздушных поцелуев, не прижимайте руку к сердцу и не падайте на колено, как будто клянетесь. Не интонируйте, не пойте текст, в стихах ломайте ритм. Не жестикулируйте излишне, например, не бейте себя в грудь, не заламывайте руки, не разводите руками… Ваша задача – чтобы не осталось ничего! Когда вы доведете себя до абсолютного нуля… каждый жест, который вы придумаете, каждый дерг жеста должен быть точным, должен быть вашим собственным».

 Но это идеальный случай. Мастерство не дается сразу, все это приходит с опытом. Хотя с опытом, с возрастом работа над ролью становится трудней. В молодости бросаешься в омут с головой, а там – куда лихая вынесет… И выносит, за счет обаяния молодости. А сейчас над тобой висит колоссальный груз ответственности перед коллегами, родными, друзьями и, главное, перед зрителями.

Я никогда не думал о грани дозволенного в нашей профессии, но считаю, что она должна быть, причем, сам актер обязан ее чувствовать. Грош цена роли, творческой карьеры, если она выстроена на обмане, подлости, предательстве или измене. Но это относится не только к актерской профессии. Я думаю, что каждый из нас встречал людей, которые шли по головам, добиваясь своей цели. Никогда этого не принимал и не испытывал уважения к таким людям.

Сцена из спектакля «На Золотом озере»
Сцена из спектакля «На Золотом озере»

– Мне понравилась одна фраза из книги: «Счастье – это когда ты проснулся и живешь по-настоящему». Что для вас жить по-настоящему?

– Жить по-настоящему – это жить здесь, жить сейчас и быть собой! Может это прозвучит банально, но для меня это очень важно. Жить прошлым и будущим – нереально. Прошлое – прошло, а будущее – это только образ в нашем сознании. А в настоящем мы опираемся на опыт прошлого и готовим задел для будущего. Наше поколение, родившееся и воспитанное в Советском Союзе, жило мечтой о прекрасном будущем. Прекрасное будущее не наступило, мы столкнулись с «прекрасной»  действительностью. Но в каждый момент я находил возможность выживать. В начале девяностых мы с женой купили дом в деревне под Торжком, засадили огород и обеспечили себя картошечкой и вареньями-соленьями. Поехал в Германию, купил там машину и продал ее в Москве – опять прибавка в семейном бюджете. Жена Нина, актриса Театра Стаса Намина,  пошла работать курьером в свободное от репетиций и спектаклей время. Было трудно, но выжили. С гастролями я объехал почти всю страну: Магадан, Норильск, Екатеринбург, Минск, Брест, Керчь, Николаев и много-много других замечательных городов. А сейчас я могу позволить себе путешествовать по всему миру! Стоишь на самом краю земли, на мысе Рока в Португалии, и дух захватывает – разве это не счастье? Или подплываешь  к тысячелетним ледникам в Исландии! Или гуляешь по узким улочкам древней и великолепной Венеции – счастье!

В жизни какому герою из галереи образов, что вы создаете на сцене, отдаете предпочтение?

– Вы задаете вопрос, на который нет ответа! Невозможно отдать предпочтение ни одному моему герою! Ведь в каждую роль я вкладываю самого себя, свои чувства и эмоции. Хотя, если честно  я люблю играть роли, в  которых есть и любовь, и нежность, и страсть, и злость, и ненависть, и юмор, и ирония, и самоирония.

Сцена из спектакля «Старомодная комедия»
Сцена из спектакля «Старомодная комедия»

Остановимся на вашей работе в кинематографе и на телевидении. Рамки театра стали для вас тесными или же вы ищете себя, как творческая личность, в новых жанровых сферах? 

– Кино – это моя неразделенная любовь. Снимался я мало. Свой путь в театре я начинал в провинции, в знаменитом Красноярском театре имени Ленинского комсомола (ТЮЗе), далековато было до Мосфильма и Ленфильма. А дебютировал я в кино в картине режиссера Виталия Кольцова «По 206-й» снятой по культовому произведению замечательного русского писателя Василия Белова, где сыграл одну из главных ролей.  На этой картине я познакомился с потрясающим Сергеем Гармашом, Евгенией Добровольской, Александром Воробьевым. Но это произошло уже в начале 90-х. Конечно, были и есть сейчас в моей фильмографии сериалы… Но плотно я подружился с  телевидением  в январе 2006 года, когда меня пригласили на сериал «Детективы». Этот уникальный проект выходил в течение 13 лет. Сначала на Первом канале, затем на Пятом. Да и сейчас повторы идут по ночам на Пятом. Снято было более двух с половиной тысяч серий. Мне посчастливилось поработать на этом проекте в качестве режиссера-постановщика. Конечно, это был огромный опыт и колоссальная ответственность.  И, самое главное, все это время я не оставлял работу в театре. Сейчас, когда уже прошло полтора года, как проект завершился, я порой удивляюсь, как это можно было совмещать, откуда брались силы и энергия? Не знаю! Но время было замечательное. Что касается сегодняшнего дня… Пандемия внесла свои коррективы… На полгода съемочный процесс был практически остановлен. Хотя, мне посчастливилось сняться в культовом сериале «Склифосовский», где довелось сыграть очень интересную роль.

Какие театральные постановки с вашим участием можно увидеть в ближайшем будущем? 

– Когда объявили самоизоляцию и  мы перестали играть спектакли,  наступил некий ступор. Однако, он быстро  прошел, и актеры начали придумывать новые жанры для самовыражения! Актеры нашего театра  пели по скайпу, проводили мастер-классы и даже создали два полноценных спектакля. Один – по «Дневнику Анны Франк», одному из самых известных бестселлеров всех времен. Еще один спектакль – по пьесе французского драматурга Робера Тома «Попугаиха и цыпленок», известной нашему зрителю по фильму Аллы Суриковой «Ищите женщину». И этот виртуальный спектакль скоро получит свое реальное воплощение. И мы обязательно пригласим зрителей на премьеру спектакля «Свидетелей надо прикончить», так мы назвали пьесу Р. Тома, где я играю одну из главных ролей – инспектора Грандена.

Нина ДОНСКИХ.

На главном фото: сцена из спектакля «Вишневый сад»

Добавить комментарий

Loading...
Top