24 Сентября 2021г. Пятница
  • $ 72.7
  • 85.2
Главная» Политика» КОНСТИТУЦИЯ МЕНЯЕТ ЗАКОНЫ. КОМУ ЗАПРЕТЯТ ЗАНИМАТЬ ВЫСОКИЕ ПОСТЫ

КОНСТИТУЦИЯ МЕНЯЕТ ЗАКОНЫ. КОМУ ЗАПРЕТЯТ ЗАНИМАТЬ ВЫСОКИЕ ПОСТЫ

Лев Московкин/ автор статьи
Конституция

Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству в четверг рекомендовал палате принять во втором чтении законопроекты, внесенные президентом РФ во исполнение обновленных положений Конституции.

Предусматриваются ограничения по наличию иностранного гражданства и вида на жительство за рубежом для определенных категорий должностей. Поправки внесены в законодательные акты и кодексы, предусматривающие изменения в Земельном, Жилищном и Трудовом кодексах в части верховенства Конституции и приоритета ее действия на территории РФ.

Об этом сообщил председатель комитета по госстроительству и законодательству, официальный представитель президента при рассмотрении законопроектов палатами Федерального Собрания Павел Крашенинников.

Он напомнил, что вводимый запрет уже установлен для членов правительства, депутатов и сенаторов, судей и прокуроров, Уполномоченного по правам человека и других должностных лиц. Конституцией предусмотрена возможность установления таких запретов и для других категорий. При этом ограничения не лишают человека права выбора, принимать эти условия или не связывать себя с государственной деятельностью.

Рассматриваемые законопроекты устанавливают запрет на замещение государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы и иных должностей в связи с наличием гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право гражданина РФ на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Такие лица обязаны уведомить свое руководство о прекращении российского гражданства или о приобретении иностранного гражданства (подданства) либо получении вида на жительство за рубежом.

Изменения вносятся в 24 федеральных закона. В том числе, в законы, регулирующие вопросы военной службы в Вооруженных силах, войсках национальной гвардии, органах военной прокуратуры, военных следственных органах. Хотя иностранное гражданство или вид на жительство допускается для службы по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин.

Также действие запрета распространяется на должности государственной гражданской службы, в том числе дипломатической службы, службы в органах государственной охраны, таможенных органах, в федеральной противопожарной службе, в органах внутренних дел, Следственном комитете, в уголовно-исполнительной системе, в органах принудительного исполнения, муниципальной службы.

Устанавливаются ограничения для замещения должностей председателя, заместителя и аудиторов Счетной палаты; председателя Центрального банка.

Предлагается распространить действие запрета на чрезвычайного и полномочного посла в иностранном государстве, на постоянного представителя РФ при международной организации и зампредов Центрального банка.

Ограничения вводятся для должности федеральных и региональных уполномоченных по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам потребителей финансовых услуг, иные государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, в том числе губернаторов, их заместителей, депутатов региональных законодательных (представительных) органов госвласти, председателей и членов избирательных комиссий; глав муниципальных образований и местных администраций; муниципальных депутатов, должностей председателя, заместителя председателя и аудиторов региональных и муниципальных контрольно-счетных органов.

Ограничения вводятся для членства в общественных наблюдательных комиссиях за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания; для замещения должности капитана морского порта.

Вместе с тем гражданин РФ, имеющий иностранное гражданство, которое не прекращено по не зависящим от него причинам, в исключительных случаях может быть принят на государственную или муниципальную службу и назначен на должность, при замещении которой не требуется оформление допуска к государственной тайне. Это будет возможно в порядке, определенном президентом.

Запреты не распространяются на жителей Республики Крым и города Севастополя, которые были признаны гражданами РФ в результате воссоединения Крыма с Россией в 2014 году и подали заявление об отказе от гражданства Украины, но не смогли его прекратить. Такие лица признаются гражданами России без иностранного гражданства и могут без ограничения претендовать на замещение государственных и муниципальных должностей, поступать на государственную или муниципальную службу.

Трудовой кодекс дополняется новой статьей 349.6. Указывается, что лица, не имеющие гражданства РФ, или российские граждане, имеющие иностранное гражданство либо вид на жительство за рубежом, не допускаются к замещению в госорганах или органах местного самоуправления должностей, не являющихся должностями государственной или муниципальной службы, но для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне.

Речь идет об обеспечивающем персонале – переводчики, программисты, бухгалтеры, инженеры, секретари. Конкретный перечень должностей таких работников утверждается государственным органом или органом местного самоуправления.

По аналогии с первым законопроектом, устанавливается обязанность таких работников сообщать о прекращении российского гражданства или о приобретении иностранного гражданства либо права на постоянное проживание на территории иностранного государства. Также определяется порядок прекращения с ними трудового договора, если их невозможно перевести на другую работу у данного работодателя.

Относительно изменений Жилищного и Трудового кодекса Павел Крашенинников пояснил следующее. Конституция имеет высшую юридическую силу на территории РФ. Это базовое правило ст. 15 Конституции. В его развитие обновленные положения Основного Закона закрепили дополнительные гарантии верховенства и приоритета действия Конституции на территории нашей страны при сохранении правовых позиций, направленных на уважение основных принципов международного права.

Так, согласно ст. 125 Конституции, не соответствующие ей международные договоры не подлежат введению в действие и применению. А решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в Российской Федерации (ст.79). Таким образом, в нашей правовой системе, основанной на верховенстве Конституции, не могут применяться правила международных актов, которые противоречили бы конституционным положениям.

В развитие указанных норм уже внесены поправки в шесть кодексов – Гражданский, Семейный, Уголовно-Процессуальный, Административно-Процессуальный, Кодекс административного производства и ряд федеральных законов и они уже вступили в силу.

Эта работа продолжается. Рассматриваемые законопроекты направлены на приведение в соответствие с Конституцией положений Земельного, Жилищного и Трудового кодексов.

Павел Крашенинников ведет конституционный процесс, и без обычного сегодня пренебрежения вспоминает о советском прошлом. 12 апреля исполняется 43 года со дня принятия четвертой Конституции РСФСР, которая после распада советского государства стала Конституцией РФ и действовала до 1993 года. Она имела очень непростую историю.

Четвертая Конституция РСФСР была принята на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва. Она стала основой для принятия в 1978 году локальных конституций автономных республик, входивших в состав РСФСР. В то время уставов краев и областей не было.

В числе основных предпосылок для принятия Конституции РСФСР 1978 года стало принятие в 1977 году Конституции СССР, в которой была закреплена ведущая роль КПСС. На основе и во исполнение союзной конституции в 1978 году и стали приниматься конституции республиканские, напомнил Крашенинников.

Соответственно, в Конституции РСФСР 1978 года была воспроизведена большая часть положений Основного закона СССР 1977 года. Вместе с тем, она имела и некоторые особенности: был установлен твердый численный состав Верховного Совета РСФСР – 975 депутатов, более полно определена компетенция Верховного Совета, Президиума ВС и Совета Министров республики, местных органов государственной власти и управления. Конституция РСФСР, в отличие от Конституции СССР, включала раздел о государственном плане и государственном бюджете.

С 1978 по 1991 годы Конституция РСФСР регулировала жизнь республики в составе СССР как социалистического общенародного государства, выражающего волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех ее наций и народностей.

Павел Крашенинников рассказал, что Конституция РСФСР 1978 года за период своего действия претерпела системные, конструктивные и концептуальные изменения. Аналогов таких изменений Основного закона нет, и речь идет не только об отечественных конституциях, но и о конституциях большинства стран.

Изменились особенности государственного устройства. Бывшие автономные республики, а также целый ряд автономных округов и областей приобрели статус республик в составе РФ. Существенно повысился статус краев, областей, городов федерального значения. В Конституции появились положения о различных формах собственности. В РФ стали признаваться и защищаться «следующие формы собственности: частная (юридических лиц и граждан), коллективная (общая совместная, общая долевая), государственная, муниципальная и собственность общественных объединений».

В полной мере Конституция РСФСР 1978 утратила силу 12 декабря 1993 года с принятием действующей Конституции Российской Федерации.

Павел Крашенинников подчеркнул, что за период с 1978 по 1993 годы произошел отказ от советской, социалистической модели общественного развития. Соответственно из Конституции 1978 года были исключены нормы о монопольном положении КПСС, введены многопартийность, принцип разделения властей. Был учрежден институт президента, создан Конституционный суд, существенно изменилось правовое регулирование местного самоуправления, поменялась и государственная символика страны.

Все это известно и понятно. Крашенинников не стал говорить о собственной роли в трансформации советского законодательства в российское и о том, какие вопросы спустя тридцать лет возникают к выстроенной с тех пор правовой системе. По сути, страна так и не переварила институт частной собственности. Работает он плохо и бывает, используется против тех, кто вовсе ни при чем, когда кто-то что-то делит. Все больше вопросов вызывает система законодательства. Семь сотен субъектов права законодательной инициативы обеспечивают возможность найти подписантов под любыми поправками в ранее принятые поправки, которые не имеют к ним отношения и поражают в правах заданную страту населения.

Советское законодательство строилось системно. А сейчас не удается привести в порядок даже кодексы.

То, что в СССР делалось без затей, сейчас сваливается в законы, чтоб обозначить крайнего, кому отвечать. Ну и такие очевидные нормы, для закрепления которых затеян текущий конституционный процесс, в советское время не пришло бы в голову обсуждать. Страна с трудом, под шумное недовольство стаи западных партнеров, выползает из колониальной зависимости, пытаясь восстановить иерархию национальной публичной власти. Действующая глобальная власть — непубличная, и в последнее время об этом все больше говорят. К сожалению, безрезультатно.

Лев Московкин.

Лев Московкин/ автор статьи
Загрузка ...
Московская правда