КАБАРЕ ПО-ЦЫГАНСКИ

Премьера весьма необычного иммерсивного! — музыкальнопоэтического спектакля под названием «Кабаре «Зеленая лампа» состоялась в Московском музыкальнодраматическом цыганском театре «Ромэн». Спектакль создан в рамках перекрёстного года межрегионального культурного сотрудничества «Россия –Франция» и включён в программу знаменитого ежегодного Авиньонского театрального фестиваля, который пройдет во Франции в июле.

В этом спектакле очень много необычного.

Начнем с того, что пьеса написана французским драматургом Филиппом Фенвиком о его прадеде, композиторе и дирижере, графе Ладисласе Рогозинском специально для театра «Ромэн». Поставлен спектакль также французским режиссером — Натали Конио Товен.

Вторая особенность в том, что состоит постановка фактически из двух совершенно разных спектаклей, идущих в одно время, но в разных пространствах. Один спектакль представляет собой воспоминания главного героя, графа Ладисласа Рогозинского (Артур Богданов), аристократа, красавца, одного из богатейших людей своего времени, который при царском режиме жил «между Петербугом и Ниццей», а бывая в Петербурге, проводил вечера в интеллектуальном кабаре «Зеленая лампа». Когда-то его туда привел отец, который только там, среди артистов, поэтов и фокусников, чувствовал себя свободным от обязанностей своего круга и мог быть собой. Полная драматических событий история жизни графа разворачивается на фоне революционной эпохи и одновременно — на фоне неповторимой атмосферы кабаре, напоминающей пьянящий «коктейль» из цыганских романсов, песен Вертинского, стихов Цветаевой, Маяковского, Есенина и других поэтов серебряного века. Актеры, которые всегда радовали нас своим вокальным, музыкальным и танцевальным искусством, раскрываются с новой стороны — как чтецы и мастера мелодекламации. Стихи Маяковского в исполнении Петра Янышева, которого трудно представить без гитары, звучат особенно выразительно под ее аккомпанемент.

Необычайно колоритен гротескный образ бывшей оперной певицы Надежды (Валерия Янышева). Невозможно забыть ее низкий томный голос, произношение слов по моде тех времен — «пэрвой», «сэрдце», и непоколебимую уверенность, что «она лучше».

Весь вечер у рояля — музыкальный руководитель «Зеленой лампы» Леонид (з.а. РФ Николай Лекарев-старший), поет и ведет концертную программу, а заодно и предсказывает будущее жгучая красавица, харизматичная Анна (Анжела Лекарева), развлекает гостей фокусами Владимир (Николай Лекарев младший), да и сам граф Рогозинский, которому его происхождение не позволило стать профессиональным иллюзионистом.

Третья особенность спектакля «Кабаре «Зеленая лампа» в том, что про него нельзя сказать, что он «идет на сцене театра», так как идет он, помимо сцены. в самых разнообразных местах: начинаясь в фойе, действие буквально «кочует» по самым неожиданным помещениям, которые благодаря нестандартному освещению выглядят загадочно даже для завсегдатаев театра. Лишь на время действие «забредает» на сцену, впрочем, приводя с собой и зрителей. Ведь спектакль-то — иммерсивный! Это довольно непривычное для русского зрителя слово обозначает новый вид театрального искусства, при котором зрители становятся участниками спектакля. Форма кабаре как нельзя лучше подходит для реализации такой идеи — ощутить себя внутри спектакля, даже немного поучаствовать в его действии. Особенно много возможностей для этого у тех зрителей, которые попадут в «цыганскую гостиную», где звуки песен и цыганских скрипок (Арсен Дарчинянц и Борис Тарасов), звучащие совсем рядом, льются «прямо в душу», и где можно, наконец, перестать сдерживать столь естественное желание пуститься в пляс, которое пробуждает цыганская музыка.

Второе действо происходит как будто в другом измерении — в поэтическом клубе «Заумь», который тоже действует «под крылом» хозяйки «Зеленой лампы» гостеприимной Наташи (з.а РФ Татьяна Репина), объединяющей оба «измерения» своей заботой и дружелюбием.

Какой именно спектакль предстоит увидеть каждому зрителю, остается загадкой до того момента, когда обаятельнейший Игорь (Сергей Сураков), играющий очень неоднозначную роль в судьбе кабаре «Зеленая лампа», уводит в «свои владения» тех зрителей, которым уготовано стать свидетелями яростных споров и беспощадной борьбы между футуристами и акмеистами, а также сторонниками классического поэтического искусства. Эта борьба самым драматичным образом  отражается на судьбе кабаре и всех его артистов.

Те зрители, которым посчастливится попасть в это «измерение», услышат стихи поэтов-футуристов и увидят весьма своеобразные пластические этюды и способы взаимодействия с музыкальными инструментами, которые были изобретены футуристами (поэтов-футуристов играют Стэфэн Киященко и Сергей Богданов). Во главе «новаторов» — суровая и непримиримая Нина Красная (Мадина Дубаева). Однако помимо футуристической экзотики, здесь можно не просто услышать, но по-новому прожить и прочувствовать стихи Цветаевой, Ахматовой, Пушкина, Мандельштама, Блока. «Царит» в поэтической гостиной утонченная и романтичная поэтесса и певица Вероника (Радмила Богданова). Стихи Цветаевой, Мандельштама в ее исполнении не просто звучат — они живут! Вряд ли кого-то оставит равнодушным образ танцовщицы Сони (Аделина Плахотная), сводящей с ума мужчин и видящей свою задачу в том, чтобы «раскрыть лучшую часть мужской души», под которой подразумевается кошелек. Что, кстати, не мешает ей прекрасно читать Пушкина и Ахматову.

Обе части спектакля впечатляют и, чтобы насладиться ими обеими, билеты лучше покупать сразу на два вечера.

Марина Мосина.