24 Сентября 2021г. Пятница
  • $ 72.7
  • 85.2
Главная» В фокусе» КРЫМСКАЯ ТЕТРАДЬ, ИЛИ ЗАМЕТКИ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

КРЫМСКАЯ ТЕТРАДЬ, ИЛИ ЗАМЕТКИ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

Анастасия Федоренко/ автор статьи

Очень раннее московское утро обдало свежим ветром вместе с влагой вчерашнего дождя, когда мы, уже с чемоданом и ручной кладью, садились в такси. Вылет из Шереметьева в Симферополь был назначен на 7.20. Однако необходимо еще пройти все процедуры, да и путь в зону посадки занимает достаточно много времени, так что, приехав заранее, мы все равно на посадку шли торопливым шагом.

Часть первая. Форос

Нас ждал белый Boeing 777. Несмотря на мелкий дождь, настроение было неплохим и даже приподнятым. Взлет. 2 часа 10 минут полета. Посадка. Крымский воздух. Люди. Все такие же, как семь, восемь и даже двадцать восемь лет назад.

Около 15 минут занимает путь из салона воздушного судна к ленте выдачи багажа. Здесь уже начались заминки. Пассажиры нашего рейса стояли у ленты, выглядывая свой багаж. Но чемоданы и сумки появлялись на ленте в количестве одной-двух штук за круг. Ожидающие нервничали. Ситуация не менялась около 20 минут. Вдруг лента остановилась и вновь заработала, словно ее перезагрузили, и багаж размеренно поплыл по ней в обычном режиме. Найдя свой чемодан, мы поторопились к такси, зарезервированному еще за месяц до полета.

Белый «комфорт-купе» немецкого производства. Вежливый, внимательный и, как впоследствии оказалось, культурный водитель повез нас сквозь степи крымских просторов в уютный уголок вблизи Фороса – поселок Оливу. Путь пролегал в том числе и по новой трассе «Таврида», которая разгрузила машинопоток достаточно ощутимо. Работы еще идут, но уже приближаются к конечной точке – большой Севастопольской автодорожной развязке. В некоторых местах насыпь новой трассы достигает 40 метров в высоту.

\

Теперь к сути. Билеты мы заказывали на двоих в обе стороны. Это обошлось нам в 24 тысячи рублей. Такси от аэропорта Симферополя категории «комфорт++» стоило немногим более трех тысяч рублей. Поскольку жилье нам предоставил наш друг и добрейшей души человек, о ценах на проживание мы не думали.

Бросив сумки и приняв душ, отправились за покупками. На море не было резона спешить, поскольку температура воздуха +21, а воды +16. Однако зайти на пляж все же стоит – один из уютных пляжей Фороса открыт. Прямо у воды стоит небольшой отель, внизу кафе. Лежаки платные – 200 рублей до 7 вечера. Даже если в течение этого времени куда-то придется отлучиться, лежак останется за оплатившим.

Галька прогрелась достаточно хорошо, в отличие от воды, тем не менее редкие отдыхающие — особенно смелые или уже хорошо расслабившиеся — купаются с удовольствием. Кстати, вода так и не прогрелась до хотя бы 20 градусов в течение нашей короткой поездки. А через несколько дней и вовсе похолодало, налетели мощные, до 20 м/с, ветра, приходящие с гор, и принесли затяжные дожди.

Выпив на пляже безалкогольный мохито за 150 рублей и немного прожарившись на солнце Черноморья, поднимаемся к небольшому рынку и торговому кластеру. По дороге от пляжа, которая круто уходит вверх, встречаем потрясающие розовые кусты.

На рынке и в магазинчиках на рыночном пятачке цены во многом лояльные, однако, ввиду отсутствия возле нашего жилья хотя бы какой-нибудь минимальной торговой точки, приходится закупаться впрок. Правда, раз или два в неделю в шаговой доступности от нашего дома открывали торговлю частные предприниматели с импровизированным рынком в кузове минивэна, однако для нас там практически ничего подходящего не оказалось.

Удивительно, хотя, наверное, уже мало для кого из отдыхающих, но винная продукция в колыбели виноделия дороже, чем в столичных специализированных маркетах. К примеру, шампанское, хотя, вернее сказать, сухое игристое белое, дабы не злить французов, «Новый свет» (брют) базовых сортов стоит от 800 до 950 рублей за бутылку в обычном магазине. Тогда как в одной из винных сетей Москвы он недавно стоил около 650 рублей. Однако найти напиток, несмотря на высокую цену, не так уж просто, поскольку прилавки как ключевой сети крымских супермаркетов «Пуд», так и отдельных магазинов заполонила продукция из Балаклавы с одноименным названием – сухой белый и розовый брют в пределах 600 рублей, и более лояльная цена на «Золотую Балку» — около 400 рублей за бутылку сухого игристого.

Что касается цен на рынке – они разные, но не шокирующие. 2-килограммовую куриную тушку можно купить за 600 рублей, утку 2,5 – 3 килограмма почти за тысячу, сыры, колбасы, овощи и фрукты также предлагают по более-менее доступным ценам. За 650 рублей было куплено шесть огромных розовых ароматных томатов, каждый граммов по 400, десяток домашних яиц – за 70 рублей. Огромный пучок свежих салатных листьев – 25 рублей, уверенный пучок зеленого лука – 30 рублей. За килограмм черешни мы отдали 250 рублей, однако вкус не впечатлил почему-то. Ничего крымского мы в ней не нашли. Ассортимент питьевой воды достаточно скуден, в основном предлагают крымскую. Кое-где можно найти известные бренды.

Небольшое кафе здесь же, недалеко от рынка, предлагало просмотр футбольного матча ЕВРО-2020 под чебуреки и ледяное пенное. Мы отказались, но чебуреки с разнообразными начинками все же взяли с собой – ассорти из шести чебуреков с говядиной, сыром и бараниной обошлось в 500 рублей.

Чтобы добраться от рынка домой, необходима машина. Общественный транспорт ходит критически редко, да и с сумками продуктов в руках подниматься в гору неудобно. Такси от Фороса до Оливы стоит около 500 рублей. Расстояние между точками – немногим менее 8 километров. За поездку на таксомоторе из Оливы в Ялту – 29 километров – уже придется заплатить не менее 1 тысячи рублей, при этом цены у агрегаторов настолько разные, что некоторые просили за такую поездку почти 2 тысячи, мы же доехали за 1050 рублей на автомобиле С-класса.

Часть вторая. Ялта

Ялта, по-прежнему перегруженная автомобилями на узких дорогах и гуляющими в центре приезжими, встретила хорошей погодой, ярким солнцем и довольно ощутимым юго-западным ветром. Контраст между туристами и местными жителями достаточно высок, однако напряжения не чувствуется – место есть для всех. В начале набережной у берега пришвартованы прогулочные катера и парусники, которые, однако, заметно поизносились. Поблизости от них швартовались и отправлялись прогулочные, экскурсионные и арендуемые теплоходы.

С моря веет прохладой, набережная забита людьми: живой поток, не останавливаясь, движется в обе стороны, лавочки и парапеты – усеяны отдыхающими. Кто-то под палящим солнцем играет для отдыхающих на гитаре, заодно пытаясь немного заработать, двое пожилых мужчин расположились за шахматной доской, ростовые куклы пристают к гуляющим, предлагая фото за деньги. Полиции особо не видно. Однако мы наблюдали инцидент, когда мимо очень быстро пробежал какой-то сильно загоревший парень, видимо из тех, кто выдергивает из рук гаджеты и кошельки, в основном у приезжих, и убегает. Очень быстро на набережной появилась полиция в полной экипировке, в касках и с автоматами. Чем закончилась история – неизвестно, однако, судя по всему, такие «бегунки» здесь не редкость. Мы, инстинктивно посильнее прижав свои кошельки и крепче обхватив телефоны, продолжили променад.

Как и прежде, вдоль набережной Ялты располагается вереница бутиков одежды самых разных брендов, что вместе с растущими поблизости пальмами немного напоминает антураж Лос-Анджелеса. Довольно много людей на самокатах и очень мало на велосипедах. Самокатчики постоянно норовят пробиться сквозь неровный строй туристов, чем взывают у последних негативные «ох», «ах» и возмущенные возгласы.

Нагуляв аппетит, заходим в ресторан «Опера Верди» гостинично-ресторанного комплекса «Опера прима». Здесь можно снять апартаменты от 16 тысяч рублей в сутки с балконом и видом на море, со всей необходимой современной бытовой техникой и удобствами, включая ванну. Заманчиво, однако жилье у нас уже есть, и мы пришли перекусить. Цены выше средних, особенно в винной карте. Дешевле 1900 за бутылку нет ничего. Популярный брют «Новый свет» – 2000 и 2500 рублей за бутылку, в зависимости от маркировки. Возглавляют винную карту три мировых кита – все французы – Моёt, его коллега по компании Dom Perignon и, конечно, Veuve Clicqout. Самое дорогое шампанское стоит 57 000 рублей за бутылку. Однако есть вполне доступные предложения, конечно же, крымской классики, по нормальной цене. В то же время достаточно много крымского пенного крафта, для пробы которого понадобится немало времени и средств.  Цены в меню, в принципе, не шокируют. Опять же, это зависит от того, пришел человек просто перекусить или большой компанией что-то отпраздновать. Две брускетты с ассорти из печени, паштета, лукового конфитюра и мусса из белых грибов, плюс сет из сырных и мясных деликатесов и бутылка крымского брюта обошлись в 3750 рублей – довольно лояльная цена для заведения такого уровня.

Далее – вновь закупка на несколько дней в домашний холодильник. Знаменитый ялтинский рынок совсем не изменился – все так же со всех сторон звучат предложения «самой лучшей» продукции, такая же дешевая свежая зелень – на 100 рублей можно купить несколько разных пучков: два вида базилика, два вида салата и зеленый лук. Всевозможные специи и приправы собственного производства по достаточно доступным ценам добавят пикантности блюдам. В остальном цены схожи с форосскими. Здесь купили несколько видов сыра до 800 рублей за килограмм, махан (казылык) – 650 рублей за приличную палку сыровяленого деликатеса. Конечно, рынок – суетливая и перенасыщенная точка Ялты, помимо покупателей и продавцов, по периметру достаточно много зевак, в том числе нетрезвых.

В Оливу возвращаемся на такси. Поскольку путь неблизкий, быстро завязывается разговор с нашим водителем, живущим в Симферополе более 30 лет и знающим полуостров и его настроения достаточно компетентно. По его словам, жалеющих о возвращении Крыма в родную гавань среди жителей наберется не более 5%. Подавляющее большинство поддерживают события Крымской весны 2014 года. На наш вопрос о главной, ключевой и не терпящей отлагательств крымской проблеме — с водоснабжением — у водителя ответа не нашлось. Вернее, он считает, что такой проблемы нет и даже разговоры об обезвоживании Крыма, о серьезных проблемах с водоснабжением полуострова вовсе не такие острые, как это преподносят. Это при том, что он живет в Симферополе, где нехватка воды особенно острая – воду дают по часам. Наш новый знакомый много говорил о стремительном развитии Крыма после вхождения в состав РФ, о глобальных изменениях в лучшую сторону в плане борьбы с коррупцией и взяточничеством. Он хвалит дорожную сеть, которую проложили и продолжают прокладывать после 2014 года. По его словам, только ненормальный человек может желать, чтобы Крым стал украинским, и отрицать улучшения и прогресс полуострова за последние семь лет. Он также говорит о высоком уровне благоустройства, приводя в пример один из парков крымской столицы, который в былые времена увядал, став притоном для бомжей и наркоманов. Сейчас его благоустроили, и это место стало любимым для прогуливающихся с колясками мам, здесь также возвели спортивные локации из высококачественных материалов, в частности зону для катания на роликах и скейтбордах, а также площадку для стритбола.

Конечно, слабовато развита торговая сеть, поскольку крупные ее представители не заходят на полуостров, боясь заграничных санкций. Это же касается крупных банковских сетей и операторов сотовой связи. Тем не менее у ключевых сотовых компаний есть свои специальные предложения для связи в Крыму.

Часть третья. Олива

Олива или Мухалатка, которая, по рассказам местных жителей, вообще должна была называться Михайлатка, в честь церкви архангела Михаила, расположена высоко в горах на Южном крымском берегу. Поселок, возвышающийся над уровнем моря на 286 метров, довольно небольшой, около 5 квадратных километров, с минимальными базовыми опциями – электричество, вода (с которой, кстати, все сложно), интернет-кабель проведен, однако мобильная связь ключевых операторов оставляет желать лучшего. И если «Билайн» еще как-то распознается в гостевой сети, то «Мегафон» просто «глух». Несмотря на сетевое неудобство, совершать звонки все же можно.

В нижней части поселка расположены так называемые госдачи, где, по словам местных, бывают первые лица государства.

Другое дело – природа. С балкона нашего двухэтажного дома открывается потрясающий вид на море и на горы одновременно. Внизу растет инжир, справа – кусты ароматного розмарина. Вечерами снизу доносится приятный запах метельника или испанского дрока, которым усеяны обочины трассы. Вся округа, весь поселок — в зелени.

На далекой морской глади видны крошечные катера, рыболовные суда и огромные грузовые баржи; курсирует между Ялтой и Севастополем экскурсионный катер на воздушной подушке «Комета», рев ее мотора раздается на далекие километры вокруг. Белыми лоскутами то и дело мелькают на поверхности синей бездны парусники. Воздух в этом месте чистейший, это мы ощутили в первый же день.

Местные жители спокойно занимаются своими делами, выгуливают собак, поливают участки, общаются, собираются у приезжающего мобильного рынка, обсуждая насущные проблемы и новости.

Наш друг, о котором мы говорили ранее, – младшая дочь известного советского и российского писателя, журналиста, отца детективного жанра в отечественной литературе Юлиана Семенова, Ольга Юлиановна Семенова-Брайди. Она любезно предоставила нам жилище – прекрасный гостевой дом в нескольких десятках метров от дома-музея Семенова «Вилла «Штирлиц», где жил и творил писатель. Он всем сердцем любил Крым со всеми его особенностями и достоинствами. В доме-музее собраны многочисленные материалы, рукописи, фотографии и предметы, хранящие в себе память и историю вихря жизни известного писателя.

Добираться от трассы к дому – круто вверх по извилистой дороге, качество покрытия которой меняется по мере приближения к поселку, вернее, к дому-музею Юлиана Семенова. Пешком с непривычки подняться достаточно трудно. Местные же привыкли и одинаково спокойно шагают в обоих направлениях.

А потом началось настоящее светопреставление. Хотя, как ни крути, нам на высоте, в горах, оказалось намного безопаснее во время проливного дождя, который вызвал переполнение горных водоемов и выход их из берегов. Вода затопила низины полуострова. К сожалению, не обошлось без пострадавших. Ялта превратилась в песочно-грязное месиво, кучи веток и мусора оказались на ялтинских пляжах, а кафе, отели и магазины вынуждены были закрыться и спасаться от потопа.  Мы оказались заблокированы в своем жилище на высоте, поскольку никакие такси и тем более службы доставки не поедут вверх по крутой мокрой дороге, по которой мощным потоком стекает вода с гор. В Оливе дождь длился около полутора суток – сильный, не прекращающийся ни на минуту. После чего еще несколько суток вода мощным потоком стекала вниз по крайним контурам дороги. И количество этой воды сложно описать словами или как-то измерить – она просто текла, как будто сильный неиссякаемый родник. Конечно, горные водоемы наполнились, и, возможно, ситуация с пресной водой на ЮБК улучшится, однако, к сожалению, очень дорогой ценой.

Наша крымская эпопея подошла к концу. Повезло, что обратные билеты были куплены именно на 19 июня, поскольку ни днем, ни двумя ранее мы бы уехать не смогли из-за наводнения. Все тот же автомобиль все с тем же приветливым и учтивым водителем повез нас в аэропорт. По дороге не смогли не остановиться у смотровой площадки на бухту Ласпи и гору Храм Солнца.

Путь в аэропорт продолжился. Наш водитель, зная дороги Симферополя да и вообще Крыма, решил поехать по навигатору по новой, недавно открытой трассе. В итоге, опуская подробности, навигатор нас долго водил по кругу. Мы, и, как оказалось, не только мы одни, сделали лишний крюк где-то в тридцать километров. На цене это не отразилась, да и выехали мы с достаточным запасом времени, поэтому особого урона эта круговая езда нам не нанесла. А вот тем, у кого времени или бензина впритык, такая «карусель» может дорого обойтись.

В аэропорту Симферополя — людно, громко. К тому же почему-то с отдыха наши люди любят или, если угодно, предпочитают лететь слегка подшофе, создавая впоследствии очереди в уборную, длиной в треть салона. Ну да ладно, у каждого свои особенности. Вылетели из Симферополя в 9 вечера, попали в грозовой фронт, достаточно масштабный, поднялись выше над ним – внизу повсюду сверкали мощные молнии, однако комфортный Boeing Аэрофлота набирал скорость, унося нас прочь от черной сверкающей бездны.

Москва встретила теплой ночью и ажиотажем таксомоторов на выходах из терминала Шереметьева. В небе крупной чесночной долькой висела половинка Луны, автомобиль плавно нырял кормой в волны-повороты московских дорог, возвращая нас туда, откуда увез восемь ночей назад. Улица. Дом. Квартира. Приехали…

Анастасия Федоренко,

Сергей Мохарев.

Москва — Крым — Москва

Фото и видео авторов

Анастасия Федоренко/ автор статьи
Загрузка ...
Московская правда