Премьера: "Горе от ума" в постановке Александра Яцко

Премьера: "Горе от ума" в постановке Александра Яцко

Настоящим любителям театра не нужно объяснять, почему классика вечна. Тем же, кто воспринимает ее как "нафталин", как нечто скучное, печальное и давно ушедшее, возможно, стоит в эти дни сходить в Театр им. Моссовета на премьеру "Горя от ума" в постановке заслуженного артиста России Александра Яцко.

    Юмор, как известно, категория социальная. Каждое комедийное сочинение, полюбившееся зрителям, содержит в себе намеки, насмешки, сатирическое разоблачение пороков, присущих именно данному обществу в данный отрезок времени. Юмор, а в особенности сатира всегда злободневны. И то, что современники сатирика понимают с полуслова, другому поколению зачастую становится неясным, требует разъяснений. А раз неясно, в чей огород брошен камешек, значит, и не смешно.

    Однако есть поистине удивительные произведения - комедии "на все времена", изобилующие меткими остротами, точными афоризмами, которые оказали влияние на сам русский язык, вошли в него и обогатили. "Горе от ума" как раз и относится к таковым. Как пророчески угадал Пушкин, почти половина текста этой комедии проникла в нашу разговорную лексику, став расхожими поговорками и пословицами.

    Хочется сказать отдельное спасибо режиссеру-постановщику Александру Яцко за желание донести сочный грибоедовский текст до зрителя в "чистом" виде, без собственных фантазий "на тему".

    Спектакль получился удивительным - свежим, острым, драматичным, смешным.

    На моссоветовской сцене "Под крышей" замыслом Александра Владимировича (который тут является еще и сценографом) воздвигнута зала-ротонда с восемью дверями-проемами, оформленными тонкими воздушными занавесями. В эти проемы врывается ветер, ткань трепещет, впуская внутрь и выпуская героев на свободу. Эта лаконичная и одновременно поэтичная декорация по ходу действия световыми решениями Григория Кирюшина прирастает новыми объемами. То в глубине за стенами-колоннами, то на авансцене, то в боковых от ротонды пространствах разворачиваются события подчас видимые, подчас слышимые или просто угадываемые, дорисованные зрительским воображением.

    В такой декорации, стоит чуть-чуть приодеть героев в современный костюм, добавить в их манеру сценического существования узнаваемые поведенческие штрихи - и вот уже перед нами остроумная пьеса не о грибоедовской Москве, а о веке нынешнем, написанная богатым русским языком.

    Герои стараниями художницы Виктории Севрюковой словно существуют в разных эпохах одномоментно: Софья возникает в гостиной, закутанная в белоснежные старинные кружева, Чацкий же, из дальних странствий возвратясь, - в тяжелых желтых ботинках и современной теплой куртке. Выглядит такое решение смело, но на удивление органично, так как работает на основную идею. Зритель на этом спектакле гуляет по мосту времени - туда и обратно - из девятнадцатого века в наши дни. И задается знаменитым вопросом: "Изменились ли эти горожане внутренне?"

    Самое любопытное, что привнесено Александром Яцко в хрестоматийную пьесу, - это новое решение персонажей и сиюминутная расстановка акцентов.

    Яцко делает своего Фамусова не привычным зрителю стариком, а полным сил харизматичным мужчиной среднего возраста, тянущим на образ секс-символа в современном глянцевом журнале. При этом он еще и отец повзрослевшей дочери. За Софьей, во-первых, нужен глаз да глаз, а во-вторых, ее надлежит удачно выдать замуж. Зритель мельком касается и личной жизни самого Фамусова, когда тот, решая "глобальные" задачи, меж делом флиртует с молоденькой служанкой Лизой.

    Лизе выпадает наибольшая порция мужского внимания фамусовского окружения. Верная хозяйке, она призвана все время балансировать между мужчинами - сильными мира сего, от которых так или иначе зависит. Лиза, подмечающая все и вся вокруг, видит жизнь такой, какова она есть. Анастасия Пронина, недавняя выпускница школы-студии МХАТ, прекрасно справляется с этой ролью. Ее работа заметна, и круглые, возмущенные увиденным глаза Лизы запомнятся зрителю надолго.

    Не обходят вниманием служанку Молчалин и Скалозуб.

    Роль Молчалина исполняет Владимир Прокошин, удивительно органичный во всех трех своих ипостасях - почтительного фамусовского секретаря, нарочито-робкого Софьиного возлюбленного и развязного ловеласа, нагловато пристающего к Лизе с "интересными" предложениями.

    Полной противоположностью Молчалину выступает Скалозуб (великолепный Дмитрий Щербина). Застегнутый на все пуговицы солдафон, он привык решать вопросы кардинально и на "высоком уровне". Посему к сердцу предполагаемой невесты идет через договор с отцом ("Жениться? Я ничуть не прочь"), не слишком вникая в чувства ("Мне все равно, что за него, что в воду") барышни.

    На роль Чацкого Александр Яцко пригласил из Театра им. А. С. Пушкина артиста Артема Ешкина, только что окончившего мхатовскую мастерскую И. Золотовицкого. Пластичный, энергичный, с хорошим потенциалом молодой артист делает Чацкого порывистым, принимающим решения поперек привычных стандартов, ироничным и одновременно беззащитным перед фамусовским болотом.

    Софью играет сокурсница Анастасии Прониной, выпускница мастерской К. Райкина Александра Кузенкина. Ее героиня звезд с неба не хватает и в какой-то момент твердо определяется, что лучше Молчалин "в руках", чем Чацкий, застрявший где-то на три года, не написавший и двух слов.

    Настоящими жемчужинами спектакля стали представители старшего и среднего поколений театра, изображающие пестрое фамусовское общество. С их помощью режиссер выразительными мазками пишет панораму жизни московской знати - цельное, сочное полотно. Каждая семья, приглашенная в дом Фамусова, разыгрывает свою маленькую комедию, точно обрисовывающую характеры. Тут и живущие в своем виртуальном мирке Тугоуховы (артисты Юрий Черкасов и Елена Бероева), не слышащие ни друг друга, ни окружающих. Рядом - чета Горичей (актеры Лилия Волкова и Михаил Филиппов), в которой жена долгие годы активно "причиняет любовь" несчастному, потерявшему себя супругу. Не менее "высокие" отношения связывают семейство Хрюминых - бабушку и ее вечно недовольную внучку (Ирина Карташева и Лили Болгашвили). Неподалеку вертится "отъявленный мошенник" и услужливый "плут" Загорецкий (Антон Аносов), и безапелляционно вещает властная и своенравная свояченица Фамусова Хлестова (Валентина Карева). А уж как близко к нам, живущим в XXI веке, оказывается грибоедовский Репетилов (работа Александра Емельянова) с глупым "гражданским темпераментом", прикрывающим неуемное желание любыми способами ("Шумим, братец, шумим") привлечь внимание общества к своей персоне!

    Переводя один вид искусства в другой, талантливая режиссерская фантазия Александра Яцко нашла для каждого из литературных персонажей особую краску, манеру, жест. Чего стоит одна только сцена разъезда гостей из фамусовского дома, когда дамы "высшего общества" надевают свои сапожки - каждая на свой лад, каждая со своими амбициями!

    Для Александра Яцко "Горе от ума" - своеобразный дебют, ибо, имея уже режиссерский опыт, на родной моссоветовской сцене он ни разу не ставил. Но старт выглядит многообещающим: нечасто режиссер, вкладывая в литературную основу собственную страсть, мысль, талант, мастерство, умудряется еще и изящно "выкарабкаться" из расхожих образов, с детства вмонтированных в наше сознание и укорененных многолетней театральной традицией. Александру Владимировичу это удалось в полной мере, он подарил зрителю постановку яркую, самобытную, фонтанирующую свежими идеями и к тому же ловко вплел в ткань произведения Грибоедова-писателя музыку Грибоедова-композитора. Под звуки чарующих вальсов зритель уносится вслед за Чацким, подхваченный ураганным ветром, дующим в проемы ротонды, и, словно герой Шагала, парит над "поехавшими" фамусовскими крышами, обозревая с высоты все это "великолепие". Ветер обдирает все неподлинное, косное, отжившее. И в послевкусии от спектакля остается ощущение свежести, "промытости" мозгов и глубокой благодарности авторам за возможность нового радостного общения с великой русской классикой.

08.12.2014 04:00:08 
автор: Елена БУЛОВА 

← Все новости

 
«Московская правда»
радио-онлайн
Новое видео
НС МАКСИМОВ

Нажмите и получайте наши новости вместе с Яндексом
Loading...
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru