Ее называют «одной из величайших русских актрис XX века» и «королевой второго плана», ее остроумные шутки, изречения и высказывания стали крылатыми, не потеряв своей актуальности и сегодня. Каждая ее роль, и в кино, и в театре, даже самая эпизодическая, незабываема. Она всегда «перетягивала» на себя все внимание зрителя и своей игрой затмевала многих главных героев…
27 августа – 120 лет со дня рождения выдающейся актрисы театра и кино Фаины Раневской. К этой дате в эфире телеканала «Россия К» – авторская программа Марины Неёловой «Это было. Это есть… Фаина Раневская».
В кино легендарная актриса сыграла всего около тридцати ролей, подарив нам ярких, незабываемых персонажей: Лялю в комедии «Подкидыш» (27 августа), экономку Маргариту Львовну в музыкальной комедии «Весна», злую мачеху в сказке «Золушка», спекулянтку Маргариту Ивановну в комедии «Легкая жизнь». Иногда одного ее голоса было достаточно для создания яркого образа – все помнят «домомучительницу» Фрекен Бок из мультфильма «Карлсон вернулся».
Но основным призванием Раневской был, конечно, театр, которым она увлеклась с 14 лет, посещая занятия в частной театральной студии А. Ягелло. Так и не окончив театральную школу, она стала играть на многих сценах. Начала с провинциальных – Малаховского дачного театра в Подмосковье, Передвижного «Первого советского театра», театров в Керчи, Феодосии, Ростове-на-Дону, Баку, Архангельске, Смоленске, Сталинграде; продолжила на московских – в Театре Московского отдела народного образования, Камерном театре, Центральном театре Красной Армии, Театре драмы (ныне им. Маяковского), Театре им. А. С. Пушкина и закончила в Театре им. Моссовета. Итогом длительной театральной карьеры Раневской стали десятки ролей. В Театре им. Моссовета Фаина Георгиевна проработала почти четверть века. На его сцене она исполнила свои самые прославленные театральные роли, среди которых – роль Люси Купер в спектакле «Дальше – тишина» режиссера Анатолия Эфроса по пьесе Виньи Дельмар. В этом спектакле актриса вышла на сцену в последний раз. В остальных ролях: Ростислав Плятт, Михаил Львов, Борис Иванов, Сергей Проханов, Ирина Муравьева.
«Она великая актриса. Она могла быть красивой, прекрасной, некрасивой, ужасной, даже уродливой. Какой угодно. Самое большое ее чудо – это сочинение своих персонажей. Ведь есть вещи, которые режиссер не может подсказать, и вот эти самые вещи придумываются только артистом. Так вот все, что она делала в фильмах, придумала она сама», – говорит Марина Неёлова в своей авторской программе «Это было. Это есть… Фаина Раневская». В ней Марина Неёлова делится со зрителями своим «богатством» – воспоминаниями о легендарной актрисе, с которой она была дружна последние годы ее жизни, рассказывает об этой сложной личности, обаяние которой заключалось именно в ее сложности. Дома у Раневской висели фотографии поэтов, писателей, композиторов, зачастую с дарственными надписями. Например, Шостакович подписал свою так: «Самому искусству Фаине Раневской». На вопрос, почему она не написала воспоминания обо всех великих людях, с которыми общалась, Фаина Георгиевна отвечала: «Я написала, потом перечитала Толстого, поняла, что он написал лучше, и уничтожила свои записи». Хотя Марина Неёлова не исключает, что это могло быть и шуткой. Ведь зачастую невозможно было отличить, шутит она или нет, просто ли это какая-то брошенная вскользь фраза или замечательное чувство юмора позволяет ей так виртуозно жонглировать понятиями. И в этом была какая-то игра. «Момент игры присутствовал в ее жизни всегда. Когда бы я ни приходила к ней, она всегда разыгрывала какую-то сцену. Сцену неузнавания, например, – вспоминает Марина Неёлова. – Она любила играть, но не так, как играет какая-то заигравшаяся примадонна, а как играют дети: прекрасно, чисто, иногда наивно, но с каким-то подвохом. Ей было интересно, как ее партнер на это прореагирует, как он это воспримет, оценит, как на это посмотрит и ответит. Вместе мы импровизировали, разыгрывали сцены, мизансцены, иногда целые акты какого-то несуществующего спектакля. Взрослые очень редко играют в игры, а Фаина Георгиевна в них играла и делала это потрясающе. В ней сочетались несочетаемые вещи: она была чрезвычайно наивна, но при этом очень умна, мудра, но по-детски восприимчива, чрезвычайно обидчива и очень жестка в оценках, она была очень тонким человеком, не позволявшим себе обижать людей, и в то же самое время она могла одной фразой убить человека наповал. С ней было и забавно, и опасно, потому что она была очень остра на язык, и ты все время был настороже. Но самое главное – она была невероятно добрым и щедрым человеком, таким, кто не просто оставляет в тебе след, а за которым тянется целый шлейф. Уровень общения, который она задавала, был настолько высок, что после нее было трудно общаться с обычными людьми. Но с ней было такое общение, которое можно назвать счастьем, невероятным подарком. И мне казалось, что это никогда не закончится, что так будет всегда…»