В ПЕРМАНЕНТНОМ РЕЖИМЕ

Основой парламентской работы стал жанр министра иностранных дел Сергея Лаврова – диалог в условиях невозможности диалога. Лидирует, безусловно, тема бюджета. Серьезным подспорьем стали адвокатские таланты и телевизионный опыт председателя комитета Андрея Макарова.
Сам зампред Думы Петр Толстой  с опытом 25 лет в телевизоре назвал Макарова гением, а себя – мелким ремесленником.
Заседания комитета по бюджету вернулись практически в перманентный режим. Макаров выполняет прежде всего организующую роль, обеспечивая если не диалог со спорами, до перебранок никто не опускается, то как минимум возможность представить в лицо друг другу оценки и позиции со стороны Минфина, Счетной палаты и Минэка.
Минэк как доминирующая структура свою роль выполняет номинально. Его представители в Думе меняются, оценки расходятся с данными Счетной палаты, и никого это особо не волнует. Все равно Минэк сделает по-своему. Или не по-своему, но точно не в интересах развития страны. Ведомственные решения сваливаются неожиданно и перечеркивают годы напряженной работы в парламенте.
Вопреки остроте исторического момента, высокие договаривающиеся стороны в комитете по бюджету держатся достойно. В понедельник с утра обсудили законопроект об исполнении бюджета-2015 и поправки в действующий бюджет-2016.
Андрей Макаров напомнил о настойчивых требованиях внести поправки в бюджет до конца работы предыдущего созыва. Фактически предлагалось угадать цену на нефть. Дума устояла, и никаких катастроф не произошло, бюджет исполняется. Сегодня мы можем более уверенно планировать будущее и возвращаемся к трехлетнему бюджету.
Заключения на оба законопроекта комитет утвердит в четверг.
Представляя отчет по исполнению бюджета-2015, Антон Силуанов подчеркнул, что 2015 год был самым сложным. Нефть подешевела наполовину. Нефтегазовые доходы упали на 1,6 трлн руб. Введены были санкции и антисанкции. ВВП сократился на 3,7%. В условиях неопределенности меняются модели поведения, произошел переход к сберегательной модели. 8,4% составило сокращение инвестиций в основной капитал. Бюджет исполнен с дефицитом 2,4% ВВП. Нам надо было увеличивать поддержку ПФР для выплат пенсий. Основным источником стал Резервный фонд, для чего он и создавался. На покрытие дефицита использовано 2,6 трлн руб. Необходимо выполнять социальные обязательства. Расходы исполнены практически на все сто – 98,5%. В 2015 году исполнение бюджета осуществлялось на основе программного принципа. Мы будем рассматривать не только исполнение бюджета, но и эффективность программ.
В актив исполнения бюджета Минфин записал увеличение числа сосудистых центров до 128 и снижение смертности от сердечнососудистых заболеваний. Снизилась младенческая смертность. До 32% увеличилось число занимающихся спортом. Увеличилась протяженность дорог на 5,3 тыс км по сравнению с 2014 годом. Был сформирован мобильный ресурс антикризисного фонда. Он сработал хорошо. Бюджеты регионов меньше зависят от внешнеэкономической конъюнктуры. Налог на прибыль возрос, рост доходов регионов составил 4,5%. Удалось переломить тенденцию роста дефицита бюджета. Однако только девять субъектов свели бюджет с превышением доходов над расходами. Долг 2,3 трлн растет быстрее доходов. 14 субъектов имеют долг больше ста процентов доходов.
От Минэка представили показатели исполнения госпрограмм по четырем показателям, включая эффективность менеджмента. Интегральная оценка показала высокую эффективность по программе «Обеспечение общественного порядка» и низкую по освоению Дальнего Востока.
Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова представила еще более далекие от лучезарности оценки. 2015-й был вторым годом с программами. Запланированы программы на 7,9 трлн руб. 46% бюджета, исполнены 7,7 трлн. Программы содержат нечеткие формулировки. Динамика программ либо неизменна между годами, либо слабо выражена. Эффективность выше среднего по данным Минэка показали 16 программ, ниже среднего 5 и низкая — 8. Оценки Счетной палаты другие: выше среднего 13, ниже среднего 7 и не могут быть оценены 18, не существует статистики. Не смогли оценить программу образования. Объем ресурсов неэффективного исполнения 1,6 трлн руб. Что касается неэффективных главных распорядителей бюджетных средств, к сожалению, не добились от них цивилизованного отношения. Проверяя исполнение, у 14 главных распорядителей обнаружили недостоверности, которые были устранены до внесения в парламент. Нецелевое использование 320,6 млрд. Наибольший объем нарушений по оказанию услуг населению, на втором месте госзакупки — 136,2. По исполнению отстают все те же Росавиация, Росводресурсы, Спецстрой. 33,3% в четвертом квартале по 51 главному распорядителю. Росимущество 97% в четвертом квартале – вот это «эффективность»! Наибольший объем дебеторской задолженности у Минобороны, Минпромторга, Минспорта. По дебеторской задолженности сохраняется тенденция к росту. Федеральная адресная инвестиционная программа значительно меняется, и это не способствует вводу объектов. Всего около двух тыс. объектов, более шестисот исключены, почти столько же добавлены, неизменными остались 389. Показывает качество планирования. Объем незавершенного строительства 2,3 трлн руб. по 10,7 тыс. объектов. Мы все должны задуматься, идеология федеральной адресной инвестиционной программы в парламенте должна измениться.
В соответствии с законодательством СП подтверждает достоверность кассового исполнения бюджета. Бюджет-2015 впервые появился в 2012-м в составе трехлетки. Первые полтора года прошли успешно для российской экономики, далее началось испытание. ВВП оказался на 9,9% выше планового, причем это исключительно технический пересчет Росстата, который включил ряд сфер в ВВП. 12,9% инфляция. Исполнение с дефицитом два триллиона. Расходы 12,6 трлн руб. оказались исполненными. 1,961 трлн дефицит.
Лев МОСКОВКИН.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x