– В чем заключается предлагаемая концепция?
– Сразу скажу, что она основана на изучении опыта работы и методик подготовки игроков в ведущих мировых футбольных школах, и в системе подготовки таких наших мини-футбольных клубов, как московская «Дина» или «Синара» из Екатеринбурга. Концепция служит развитию игры, начиная с базового, то есть детского уровня/
Обычно мини-футбол рассматривают как совершенно самостоятельный вид спорта, которому из-за отсутствия в олимпийской программе уделяется не так много внимания. Всероссийский проект «Мини-футбол в школу» увеличил число играющих детей в целом, но соревнования в массовом спорте – это лишь первый, просмотровый этап отбора талантов. Другое дело – мини-футбольные тренировочные методики для детей и подростков, уже пополнивших футбольные школы и академии.
– На что должен делаться упор?
– На то, чтобы юный игрок к 13-14 годам уже обладал уверенными навыками завоевания ограниченного пространства – и индивидуально, и вместе с партнерами – на любом участке поля. Известный аналитик Энди Роксбург, в прошлом технический директор УЕФА, отмечал, что в современном футболе многие из лучших команд Лиги чемпионов стали удивительно одаренно играть в условиях недостаточного пространства. А для этого нужны игроки со специальными навыками. По мнению Роксбурга, их обучение через мини-футбол, как это давно делают в Испании, Португалии и странах Латинской Америки, – логичное и красивое решение.
– Можно привести примеры клубов, где это происходит?
– «Бенфика» и «Спортинг» в Лиссабоне, «Барселона» в одноименном городе, где ребята из нашей академии играли «пять на пять» с испанскими сверстниками и побеждали их. В «Барсе» игроков, которые пригодны для большого футбола, оставляют в мини-футболе еще на год-два. И они являются примером для остальных ровесников.
А что происходит у нас? Вот ребенок в шесть лет зачислен в футбольную школу, он может обращаться с мячом, отдать передачу. Но затем, чтобы получить результат, начинают привозить мальчиков больших и быстрых, то есть обращают внимание на другие качества. А воспитать фантазисту, как у нас принято говорить, никто не пытается. Редкое исключение – Олег Шатов, который в мини-футболе был лучшим по своему возрасту, но выбрал большой футбол и дорос до сборной России.
– Какие упражнения помогают сформировать необходимые навыки?
– Их много. Например, квадрат «пять на три», где четверо перемещаются по сторонам квадрата, а пятый – среди тройки отбирающих мяч и подстраивается под ситуацию. Упражнение идет в два касания на трети площадки. Добавляется шестой – и тогда в одно касание. Помните, у Курбана Бердыева игра «Барселоны» вызвала ассоциации с баскетболом – там атакующие отскакивают от своих опекунов. А у нас в мини-футболе это называется отвалом. Отвал позволяет, постоянно открываясь, владеть мячом и проходить любой прессинг.
– Что необходимо для реализации концепции в организационном плане?
– При клубных академиях большого футбола создать мини-футбольные отделения. Во-первых, это доведет у ребят до совершенства навык завоевания ограниченного пространства. Они не будут бояться идти в обводку один в одного и так далее. Во-вторых, ребята, которые по каким-то причинам, чаще антропологически
Но даже если не брать российские топ-клубы – в одной только Москве порядка полусотни школ и отделений футбола. Из них ежегодно выпускается под тысячу человек. Ну, и где эти парни востребованы?
– Были ли попытки связаться с какими-то клубами?
– Я разговаривал в «Спартаке» с главным тренером академии Владимиром Бодровым, договорились, что проведем на базе МФА «Дина» мастер-класс и матч между воспитанниками двух заведений. Но в последний момент все сорвалось. «Локомотив» не проявил заинтересованнос
Георгий МОРОЗОВ.
Фото: FUTSALDYNAMO.COM