И СУДИМЫ БУДЕТЕ…

Нынешний сезон Театр им. Евг. Вахтангова начал с поистине уникальной премьеры. 95-летие отмечено “Царем Эдипом ” Софокла в постановке Римаса Туминаса.

Даже не верится, что так быстро пролетели пять лет, когда к 90-летнему юбилею мастер поставил потрясающий спектакль “Пристань”, где блистательные актеры сыграли фрагменты выбранных ими самими пьес. Спектакль все пять лет идет с неизменным успехом, хотя нет уже на этом свете Юрия Яковлева и Галины Коноваловой, сыгравших в нем свои лучшие роли…

И вот новый подарок публике к очередному юбилею. Режиссер выбрал для постановки самый ужасный сюжет из греческой мифологии. Конечно, не случайно. Мастер, в отличие от многих его коллег, отказывается от “мелкотемья”, и в новой работе снова ставит грандиозные нравственные вопросы, обращенные, как ни странно, к каждому из нас. Хотя – где царь Эдип, а где мы?

Но вот сам Римас Туминас говорит об этом в юбилейном интервью: “С возрастом стал понимать, что я приближаюсь к античной трагедии или она ко мне. В молодости с трудом одолевал античную литературу, не понимал, что это за феи, духи… А оказывается, это все человеческие облики, все это про душу человека. Теперь античная трагедия стала мне понятна, близка, дорога и кажется самой лучшей драматургией”.

%d1%8d%d0%b4%d0%b8%d0%bf-1

Московской предшествовала премьера в Греции, где “Царя Эдипа” показывали в античном театре на 10 тысяч зрителей. Успех невероятный! Оттуда же к нам приехали артисты Национального театра Греции – исполнители хора фиванских старейшин. Как всегда, Римас Туминас работает со своими постоянными соавторами – сценографом Адомасом Яцовкисом и композитором Фаустасом Латенасом. Эта команда раз от раза создает на вахтанговской сцене какой-то тотальный театр – всегда черно-белый: здесь нет зазора между ним и залом, зритель так “втягивается” в действие, что буквально теряется связь с сегодняшним днем. Так было в “Маскараде”, “Евгении Онегине”, “Улыбнись нам, Господи”, так и с “Царем Эдипом”.

 

Господи, каким же несчастным человеком родился этот Эдип! За что, за что боги наслали на него такие страшные кары? Виктор Добронравов – молодой, нарядный, уверенный в себе до поры царь. Он победитель, он спас Фифы, когда народ лишился своего царя, у него прекрасная красавица-жена Иокаста, которую играет великолепная Людмила Максакова, милые дочери: в начале действа они беззаботно резвятся на лужайке. Но вот уже слышится в громовых раскатах поступь Рока, который сметет этот безоблачный пейзаж, накатываясь валом Судьбы на своих жертв. Спор Эдипа со слепым прорицателем Тиресием, которого грандиозно играет Евгений Князев, выводит действие на финишную прямую.

Фивы поразили несчастья, и правителю что-то подсказывает: а ведь чума напала на его народ неслучайно, что есть в этом и его вина. Факты упрямая вещь, и по ходу дела выясняется, что, пытаясь избежать предсказания – убить отца и жениться на матери – он покинул отчий дом и по дороге походя убил старика (это и был его отец), который попался на пути. Раскручивая свою жизнь вспять, как киноленту, Эдип при помощи свидетелей-пастухов, доходит до самого ужасного: его родители, боясь предсказания, что сын убьет отца и женится на матери, избавляются от долгожданного ребенка. Но добрый пастух спасает дитя, отдав случайному прохожему: так он попадает к другому царю в сыновья. Как играет момент осознания, что ее любимый муж Эдип и ее когда-то брошенный на смерть сын – одно лицо, Людмила Максакова! Она почти ничего не говорит (обо всем говорит ее окаменевшее лицо), молча удаляясь в свои покои, в которых ее вскорости обнаружат повешенной. Ведь нет вины без наказания, и оно ее настигло. Что может быть страшнее такой правды? Эдип уже проклят и осужден Роком, но и его совесть нечиста – за ним убийство, и он сам не может простить себя. И вот уже Эдип предстает совсем другим. Где его стать и уверенность? Сам себя ослепивший, добровольный изгой, он ласкает своих дочерей, прощаясь с ними навсегда и поручая их жизнь Креонту (Эльдар Трамов) – будущему царю Фив. Это самый трогательный момент спектакля, и как же жалко всех участников это жуткой трагедии. А злой Рок в виде громадного цилиндра во всю сцену уже снова накатывает на юных дочерей Эдипа, одну из которых зовут Антигона. Им с трудом удается спастись, но…

Ирина ШВЕДОВА.

Фото Валерия МЯСНИКОВА.

Добавить комментарий