ТВОЯ МОЯ НЕ ПОНИМАЙ…

Исследования, проведенные Департаментом госполитики в сфере общего образования Минобрнауки РФ, показали, что в 76-ти регионах за последние 5 лет увеличилось на 60% количество детей, не владеющих русским языком.

Пусть меня научат

Эти данные привела начальник отдела поддержки этнокультурной специфики и особых форм образования Департамента Светлана Ермакова, выступая на заседании круглого стола в общественной палате РФ, посвященного проблемам адаптации и интеграции детей мигрантов в российскую образовательную систему. По ее словам, несмотря на возникающий все чаще «языковой барьер», не следует забывать, что в законе об образовании прописаны нормы, которые определяют обязательность получения общего образования всеми гражданами, в том числе, иностранными, которые прибывают в страну на законных основаниях.
«Проведенные исследования показали, что большинство наших учителей не владеют навыками и методиками преподавания русского языка как иностранного», — отметила Светлана Ермакова.
Чтобы обсудить сложившуюся ситуацию и тенденции ее развития, на круглом столе собрались общественные деятели, представители органов государственной власти и руководители школ, которые обсудили актуальные вопросы получения детьми иностранных граждан образования на территории РФ, проблемы, возникающие при зачислении детей мигрантов в российские школьные учреждения, и пути их решения, а также вопросы адаптации и интеграции детей мигрантов на территории России.
«Все, кто занимается вопросами миграции, понимают, что мигранты должны быть максимально адаптированы и интегрированы в общество. Но взрослые — это одно, а дети — совсем другое, и, будем откровенны, вокруг этого возникает очень много споров и конфликтов. Кому-то не нравится, что их дети обучаются в одном классе с детьми мигрантов, кто-то жалуется на то, что их ребенка не принимают в школу, а кто-то говорит о том, что в школах не хватает мест даже для российских детей, не говоря уже об иностранных», — рассказал член ОП РФ Владимир Шапошников.
С особой остротой все эти вопросы встают в двух российских столицах – Москве и Санкт-Петербурге — и на территориях к ним прилегающих, так как именно туда направлены основные миграционные потоки.

Специфика привлекательных регионов

Особенно остро все эти проблемы стоят в Московской области, где чаще всего обосновываются семьи мигрантов из-за более низких цен на аренду жилья.
«Московская область – чрезвычайно привлекательный регион для мигрантов даже по сравнению с Москвой. В настоящее время в наших школах обучается 6 тысяч детей мигрантов. Их доля в классах колеблется от 2-х до 32-х процентов», — рассказала заместитель министра образования Московской области Елена Михайлова.
В Москве в этом отношении «самыми напряженными», по словам старшего методиста городского психолого-педагогического центра Департамента образования г. Москвы Дарьи Романюк, являются Южный, Северный, Северо-Восточный и Восточный административные округа. Если говорить о реакции детей коренного населения на присутствие в классах детей мигрантов, то опросы, проведенные центром, показали, что резко негативно к этому относятся 4,5% учащихся.
В Санкт-Петербурге доля детей мигрантов в классах колеблется от 5 до 50%. Эти данные привел Арсений Парфенов, директор Центра языкового тестирования СПбГУ.
Что мешает: пробелы в законодательстве или нежелание учиться?


Отчасти все эти проблемы обусловлены пробелами в законодательстве, о которых рассказал Арсений Парфенов. По его словам, это и отсутствие единого подхода к интеграции детей мигрантов и их социокультурной адаптации в России; и отсутствие закрепленного срока пребывания ребенка-мигранта на территории принимающей страны, аналогичного сроку, предписанному его родителям; и отсутствие комплексных научно обоснованных исследований специфики интеграции детей мигрантов в российское общество.
Об основных барьерах при реализации права на образование в России подробно рассказал правозащитник Константин Троицкий из комитета «Гражданское содействие». Среди перечисленных им проблем были страх выдворения и лишения шанса получить убежище, затрудненность (а порой и невозможность) получения образования без знания русского языка, а также острый дефицит бесплатных курсов и школ русского языка. По его словам, барьером для получения образования часто является требование доказательства легальности нахождения и регистрации по месту жительства или пребывания.
Возможно, решению проблемы адаптации детей мигрантов поможет «программа субсидирования школ с низким образовательным уровнем или находящимся в неблагоприятных социальных условиях (а именно к ним отнесены школы, где много учащихся, не владеющих русским языком), которую инициировало Министерство образования и науки РФ. Дополнительные средства позволят привлекать специалистов по работе с такими детьми, организовывать дополнительные курсы по изучению русского языка. Однако вряд ли эти меры станут панацеей от всех бед. Попытки организации подобных бесплатных курсов в Москве показали, что зачастую проблема заключается в нежелании учить русский язык.
Об одном из таких примеров участникам заседания рассказала директор московской школы № 1861 «Загорье» (район Бирюлево-Восточное) Елена Шлякова. Здесь, пытаясь преодолеть ситуацию «ограниченной языковой среды» (когда ребенок говорит по-русски только в школе), открыли бесплатные «Курсы по изучению русского языка для родителей», но посещать их семьи мигрантов не захотели.
Неудачным оказался и опыт по созданию в Москве целой сети «Школ русского языка» (ШРЯ): если в 2009 году такие школы были во всех административных округах столицы, то сейчас их осталось только две.
Сергей ИШКОВ

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x