В. МЕДИНСКИЙ: НУЖНО ЗАЩИЩАТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ

Минкульт Владимир Мединский успешно отчитался на правительственном часе в Думе.
В своем докладе Мединский сказал, что впервые в этом году за 30 лет по инициативе Министерства культуры была возобновлена программа кинофикации регионов. Всего по программе в 2016 — 2017 году выделено 3,2 миллиарда рублей на переоборудование, открытие более 600 новых кинозалов, главным образом в районных центрах, где их не было. Кинофицировано 24 цирка, каждый из которых должен показывать российское кино для детской аудитории.
По итогам Года кино число зрителей наших фильмов в кинотеатрах достигло абсолютного рекорда, начиная с 1991 года — более 35 миллионов человек. Это лучший показатель за 26 лет современной России. При этом совокупные кассовые сборы российского кино выросли к 2012 году более чем на 40 процентов. По данным ВЦИОМ, две трети зрителей отметили улучшение качества российского кино в последние годы.
При этом на всю поддержку отечественной кинематографии выделяются достаточно небольшие средства из бюджета. Для сравнения, значительно меньше, чем половина съемочного бюджета одного американского «Форсажа». Меньше половины одного голливудского фильма.
Мединский уверен, что необходимо законодательно вводить протекционистские меры, защищать отечественное кино от неравной конкуренции со стороны Голливуда, конкуренции, борьбы и экономической, и, что еще важнее, идеологической.
В 2016 году посещаемость государственных музеев России по сравнению с 2012-м увеличилась на 41 процент, рост числа выставок в федеральных музеях в провинции к 2013 году — в 6 раз. Удалось добиться того, что все федеральные и подавляющее большинство региональных музеев дети до 16 лет посещают теперь бесплатно.
Восстановлен замечательный павильон на ВДНХ, бывшая советская культура, где уже прошел каскад востребованных выставок. Проект «Место встречи с искусством» в регионах, когда высокоточные 3D-копии лучших картин наших мастеров демонстрируются в самых небольших городах России, в которых объективно выставки Эрмитажа не доберутся. Эти выставки проходят одновременно с лекциями об искусстве, посещают их десятки тысяч людей, в первую очередь, конечно, дети, школьники. И эта программа по достоинству оценивается гражданами.
Число спектаклей по итогам 2016 года более 170 тысяч. Их число выросло к 2012 году на 14 процентов, в федеральных театрах — на 22 процента. Посещаемость в целом театров по стране за этот период выросла на 14 процентов, а в лучших федеральных театрах — на 28. Доходы театров от основной своей деятельности выросли с 2012 года на 69 процентов, составив 22 миллиарда 300 миллионов рублей. Зрители голосуют и рублем, и собственным временем.
Но что еще более важно, российские театры постепенно возвращаются от бесконечного театрального экспериментирования к воспитанию и просвещению зрителей, к тому, ради чего много веков существует театральное искусство.
В последние годы активно развивается театральная инфраструктура. В 2014 году мы открыли после реставрации Большой драматический театр в Санкт-Петербурге, в 2015-м — новую сцену Вахтанговского, в этом году откроем еще Симоновский филиал Вахтанговского театра с двумя новыми сценами.
В конце прошлого года, на полтора года раньше запланированного срока, был открыт после реставрации Малый театр. Создан приморский филиал Мариинки во Владивостоке. В этом году принято решение об открытии филиала Мариинского театра во Владикавказе.
В прошлом году мы гордились тем, что поставили мировой рекорд, продав за ночь 100 тысяч абонементов в Московскую филармонию, и подали заявку в Книгу рекордов Гиннесса. Так вот в этом году мы за ночь продали 200 тысяч абонементов в Московскую филармонию.
В прошлом году была утверждена новая стратегия развития «Росгосцирка» — это ускоренная реконструкция, модернизация цирков, новые цирковые программы и выход после 2018 года «Росгосцирка» на самоокупаемость. За последние два-три года капитально отремонтированы, реконструированы цирки в Сочи, Брянске, Иванове, Туле, Санкт-Петербурге и Омске. В этом году заканчивается реконструкция во Владивостоке, Рязани, Нижнем Тагиле и Кисловодске. Ничего подобного никогда в истории современной России не было. С прошлого года в состав «Росгосцирка» вернулся как раз санкт-петербургский Цирк на Фонтанке.
Появилась программа Минкультуры по подключению региональных библиотек к Интернету, и за последние четыре года количество таких библиотек увеличилось  в 3,5 раза. Ключевой проект у нас — Национальная электронная библиотека, где уже находится более 2 миллионов книг и документов, научных работ, доступных тысячам региональных, муниципальных библиотек, подключенных к НЭБу.
Виртуальные ресурсы культуры: это и портал «Культура.РФ», где размещено более 3 тысяч бесплатно фильмов, спектаклей, трансляций концертов, содержатся сведения о 76 тысячах объектов культурного наследия, количество посещений, кстати, порталов «Культура.РФ» и «История.РФ» в прошлом году превысило 10 миллионов человек.
В прошлом году в рамках программы развития села впервые были выделены средства на реконструкцию и строительство сельских ДК. Небольшие средства, по ним мы приводим в порядок 30 сельских домов культуры. И эта программа оказалась настолько востребованной, что мы поискали и нашли через перераспределение с других направлений в бюджете Министерства культуры еще 1,5 миллиарда рублей и направили их на строительство и капремонт сельских ДК в наиболее проблемных регионах. По этой программе еще 120 современных домов культуры появится на селе.
По данным Росстата, заработная плата в среднем работников культуры составила в минувшем году в федеральных учреждениях — 51 тысяча 500 рублей, в региональных — 32 тысячи 400, в муниципальных — 20 тысяч 200. Это рост к 2011 году 113 процентов.
Кинорежиссер и депутат Владимир Бортко заявил, что при всех победах есть кое-какие недостатки. В 2016 году в прокате появилось 156 отечественных фильмов. Это очень много, 32 процента названий. Но посмотрело их всего 18 процентов зрителей, это 10 названий, всего-навсего. Тому есть много причин. Одна из них — Минкульт выделяет 35 миллионов на фильм — это 225 тысяч долларов США при средней американской стоимости фильма 12 миллионов. О результатах можно догадаться.
В результате выживания на экране появляется такая комедия, где нет ни одного трезвого человека. Бортко понимает, что деньги надо зарабатывать, может быть, не таким способом.
Мединский в ответ пояснил, что средства на поддержку кинематографа выделяются по двум направлениям. Министерство культуры выделяет средства на поддержку авторского кино, дебютного кино (это первый фильм режиссера), детского кино и авторской мультипликации. Средства на эти фильмы от 25 до 60 миллионов рублей. Не предполагается, что эти фильмы будут соревноваться с голливудскими блокбастерами в прокате. Однако целый ряд фильмов, вышедших при поддержке Министерства культуры под рубрикой «Авторское кино», такие как «Битва за Севастополь», «Батальон», «28 панфиловцев», стали безусловными лидерами проката.
Что же касается коммерческого кино, кино, которое должно собирать большие кассы и на которое выделяются существенные средства, эти проекты поддерживаются Федеральным фондом поддержки кинематографии, фонд возглавляет большой попечительский совет. Министерство культуры лишь выделяет ему общую сумму на распределение средств и далее имеет всего один голос при принятии решения.
«Поэтому то, что мы держим долю почти 20 процентов отечественного кино, находясь в условиях самой дикой рыночной и разнузданной конкуренции, без всякой госзащиты, это только благодаря таланту наших режиссеров, продюсеров и мудрости нашего зрителя. Нужно защищать отечественный кинематограф», — сказал Мединский, и возразить ему было нечего.

Лев МОСКОВКИН.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x