ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КАНАЛА

15 июля 2017 года исполняется 80 лет со дня открытия одного из самых грандиозных гидротехнических сооружений в мировой истории – канала им. Москвы.

Как Москва стала «столицей 5 морей»

15 июля 1937 года канал имени Москвы был официально открыт для движения пассажирских и грузовых судов, соединив реки Москву и Волгу. Именно это грандиозное гидротехническое сооружение сделало город, находящийся в глубине континента, столицей 5 морей. После строительства канала имени Москвы столица получила водное сообщение с пятью морями — Черным, Белым, Балтийским, Азовским и Каспийским.
Постановление о строительстве канала было принято на пленуме ЦК ВКП(б) 15 июня 1931 года. Одним из решающих аргументов в пользу его сооружения стала необходимость изыскания резервов обеспечения столицы водой.
Первоначально возведение канала Москва — Волга поручили Наркомводу СССР, где 1 сентября 1931 года стало функционировать соответствующее управление, однако работы велись крайне медленно, и 1 июня 1932 года строительство гиганта второй пятилетки передали ОГПУ СССР.
Масштаб проведенных в рекордно короткие сроки работ (с 1932 по 1937 год) просто поразителен: русло копали 200 экскаваторов; было вырыто 200 млн кубометров земли и залито 7 млн тонн бетона. Построено 240 гидростроительных объектов: шлюзы, плотины, водохранилища, гидроэлектростанции, 3 порта и множество пристаней.
Длина канала имени Москвы — 128 км, ширина — от 85 до 120 метров, минимальная гарантированная глубина —
4 метра, максимальная глубина — 17,5 метров. Он берет свое начало от Иваньковского водохранилища (река Волга) около Дубны в Московской области и соединяется с рекой Москвой в районе Тушино на северо-западе Москвы. На трассе канала расположено 8 шлюзов. Из них шесть в Московской области (№1 — №6) и два шлюза (№7 — №8) на территории Москвы. Кроме того, к зоне канала относятся два шлюза, расположенные на реке Москве в столице: это шлюз №9 в Карамышеве и шлюз №10 в Перерве.
Среднее время пути круизного теплохода по каналу, от причалов Северного речного вокзала Москвы и до шлюза №1 в Дубне, составляет от 12 часов.
До 1947 года сооружение называлось «Канал Москва — Волга», после 1947 года — «Канал имени Москвы» (в честь 800-летия Москвы).

Чудо «на костях»

Идея создания канала зародилась еще при Петре I. Тогда собирались вместо волока построить «водяной ход» от Волги до Рогачева, однако проведенные исследования показали, что «Клязьма и Истра-река на всякий год местами песком и глиной заносятся и отмель делается, а каналы от берегов весной и осенью тоже могли б песком и глиной заплывать и тем наполняться». С 1825 по 1844 год производились строительные работы на истринском направлении. Между реками Истрой и Сестрой был проложен канал длиной в восемь верст, устроены шлюзы, водохранилища. Но строительство Николаевской железной дороги отодвинуло сооружение канала на неопределенное время. В итоге реализована эта смелая идея была в рекордно короткие сроки руками узников специально для этого созданного «Дмитровлага» (учрежден приказом №889 от 14.09.32 года). Рабочих готовили на месте, на курсах, организованных в Дмитрове недалеко от стройки. Там оперативно готовили людей 43 специальностей. Почти 290 000 человек закончили эти курсы до 1936 года. Из-за недостатка кадров заключенных ГУЛАГа, имевших специальность, ставили на ответственные работы.
После окончания строительства было решено освободить 55 тыс. человек за ударную работу, но тех, кто сидел по политической 58-й статье, это не коснулось — они поехали дальше, на другие каналы.
Узники ГУЛАГа были основной рабочей силой на строительстве. Вот строчки из «Архипелага ГУЛАГ» Александра Солженицына: «Говорят, за зиму с 1931 на 1932 г. вымерло около 100 тысяч человек. Это на Беломорстрое, а канал Москва-Волга строился в два раза дольше по сравнению с Беломорско-Балтийским каналом, и можно себе представить, сколько же наших соотечественников покоятся на берегах этого канала».
Сергей ИШКОВ

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x