ЖИЗНЬ НА КОНЧИКАХ ПУАНТОВ, ИЛИ НА СЛУЖБЕ У ТЕРПСИХОРЫ

В Москве прошла премьера документального фильма о русском балете «Класс»

Красивые люди в коктейльных нарядах, роскошное фойе кинотеатра «Иллюзион» с хрустальной люстрой и балюстрадами, изысканный фуршет и прекрасная мелодия рояля – музыкальный подарок от Виталины Цымбалюк-Романовской.
Так началась премьера документального фильма про балет «Класс» талантливого режиссера Светланы Астрецовой. Лента приурочена к Году балета в России, 280-летию Академии русского балета им. А.Я. Вагановой и 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа.


Перед показом фильма ведущий вечера, российский режиссёр, Давид Шнейдеров, процитировав стихи Иосифа Бродского, обратился к зрителям:
«Как приятно, что люди идут смотреть не только «Дедпул», но и документальный фильм про русский балет».
На сцену вышли те, кто причастен к созданию кино: режиссер Светлана Астрецова, продюсеры Юрий Бердников и Ирина Ясакова, а также участники съемочной группы.
Как отметила Светлана Астрецова, название фильма «Класс» — можно трактовать по-разному. Это и место, где занимаются ученики, и класс в значении «урок», и уровень профессионализма.


«Вагановская школа — это классика и традиции, красота линий и поз, умение танцоров не демонстрировать свои способности, а пользоваться ими», — подчеркнула народная артистка России и ученица А.Я. Вагановой — Гузель Апанаева,.
В зале погас свет и начался долгожданный показ.
Прозвучали мемуары Агриппины Вагановой в исполнении народной артистки СССР Аллы Демидовой. Собственно, весь фильм посвящен истории Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, старейшего учебного заведения в России.


О его прошлом и настоящем много рассказывает один из главных героев фильма «Класс» ректор Академии и народный артист России Николай Цискаридзе.
Русский балет получил широкое развитие во многом благодаря Николаю I. Он был огромным поклонником балета: не пропускал крупные постановки, шел за кулисы общаться с артистами и знал их всех поимённо.
Так, с подачи Николая I, улучшились бытовые условия танцоров, которые жили в интернатах, не имея даже прачечных. В Россию активно стали приглашать иностранных педагогов-балетмейстеров.


Искусствовед Борис Илларионов рассказал об огромной роли, которую сыграл для русского балета французский театральный деятель и педагог Мариус Петипа.
Он приехал в Санкт-Петербург в 1847 году, и Россия стала его второй родиной.
«Петипа — проводник традиций, которые сохранились на балетной сцене. Весь серебряный век балета вышел из-под его пера», — говорит в фильме Борис Илларионов.
Иностранные преподаватели работают в Академии и сегодня.
Например, Фетон Миоцци – итальянец с греческими корнями, один из героев фильма.
С преподавателями в балетной школе не забалуешь: тут господствуют строгость и дисциплина. Кадры с репетиций это подтверждают: Миоцци останавливает музыку, заставляет танцора переделывать па и сравнивает его с «кошкой, которая прыгнула с десятого этажа». Говорит, иногда танцоры обижаются на своих преподавателей, но понимают, что все происходящее в балетной школе — делается с любовью. А жесткое обращение позволяет вырастить из учеников крепких духом профессионалов.


Еще один знаковый герой фильма Астрецовой — Ирина Генслер. Она знает про школу Агриппины Вагановой не понаслышке, лично училась у нее. Во время Второй мировой войны Ирину и других учеников балетного училища эвакуировали из Санкт-Петербурга. А когда война закончилась, она вернулась к любимому искусству – здание Академии чудом уцелело.
Несмотря на почтенный возраст, Ирина Генслер до сих пор преподает в Академии им. А.Я. Вагановой.
«Система Вагановой» сыграла определяющую роль в развитии балетного искусства XX века. В Академии до сих пор учатся по ее книге «Основы классического танца».
Лучшее определение атмосферы, которая царит в Академии (и, вероятно, во всем балетном мире), прозвучало из уст Николая Цискаридзе:
«Это совершенно другой мир. Здесь ты находишься не в 21 веке, не в Москве или Петербурге. Здесь ты находишься у Терпсихоры (муза танца – прим. ред). Тут совсем другое течение времени».


«Класс» — второй полнометражный фильм Светланы Астрецовой, посвященный искусству балета после ленты «Купец на все времена. Виртуальный музей Сергея Дягилева» (2017 год), где снялись писатель и историк Эдвард Радзинский, народный артист России, ректор Академии русского балета им. Вагановой Николай Цискаридзе, искусствовед и историк моды Александр Васильев.

Надежда ДОНСКИХ.

Фото Аркадий Кобцев.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x