Директор Гидрометцентра Роман Вильфанд любил повторять, что, когда климат меняется, погода становится нервной. Начинают повторяться уникальные явления, страну заполоняют наводнения вперемешку с засухами.
Роману Менделевичу исполнилось семьдесят лет, и он остался научным руководителем Гидрометцентра. Сегодня впервые состоялся выход в свет в новом качестве директора Гидрометцентра, пока еще и. о., Дмитрия Киктёва, с пресс-конференцией в Издательском доме «Аргументы и Факты» на тему «Погодные аномалии нынешнего лета: июльские наводнения, снег и тропический дождь. Какие еще сюрпризы ждать от погоды жителям России?»
По словам Киктёва, практически повсеместно температура выше нормы, но не повсеместно. Два месяца лета, июнь и июль, принесли положительные температурные аномалии. Лето-2018 одно из самых теплых в истории наблюдений. По осадкам июль выбрал климатическую норму. Накопленное количество осадков с начала года тоже идем с опережением.
Отвечая на вопросы, Киктёв подчеркнул, что по сравнению с зимой летом картина пестрая. Появляются кучевые облака десятки километров. Две тенденции: глобальное потепление и увеличение количества осадков. Хотя каждый отдельный эпизод связывать с общими трендами неправильно. Скорость потепления в нашей стране выше, особенно северные территории, Арктика. По ходу глобального потепления меняются ареалы отдельных культур. 2/3 страны покрыты вечной мерзлотой. Однако страна у нас большая и погодных проблем много. Где-то заливает, где-то засуха. Ситуация очень неоднородная.
Чем объясняются аномалии в мире? Погода какая-то ненормальная!
Киктёв ответил уклончиво: климат всегда менялся.
На самом деле климатические колебания температуры и углекислоты похожи на циклы в экономике или волны жизни в описании эволюции дикой природы. К тому же на российский Дальний Восток давит неблагоприятная экологическая ситуация Китая.
Киктёв подтвердил, что в Китае ситуация непростая. На востоке Китая тренды понижения температуры. Выбросы промышленных предприятий образуют дымку. Тем не менее Китай собирается менять отношение к выбросам и даже намерен ратифицировать Парижское соглашение.
Киктёв утверждал, что температуру прогнозировать легче, чем осадки. Осадки возникают точечно и прогнозировать по каждому отдельному облаку невозможно. Планируется повысить детализацию. Общая тенденция такова, что прогноз становится более точным.
А что об этом всем, что мы видим, сказал бы товарищ Эдвард Лоренц?
Киктёв рассказал, что математик Лоренц открыл эффект ограниченности прогноза. Прогноз очень чувствителен к начальным данным. Порог предсказуемости около двух недель. Это не значит, что мы не можем прогнозировать на долгие сроки, на сезон. Но такой обобщенный прогноз дается в других терминах. Он за пределами двухнедельного порога, обнаруженного Лоренцом.
Есть много деталей, которые прогнозировать сложновато. Многие сильные аномалии успевают поменяться. На сайте Гидрометцентра есть прогноз аномальных явлений на ближайшие дни. Аномалии в течение этого года уже неоднократно. Прогноз на месяц не содержит температурных аномалий, только тенденцию. Сегодня вечером появится прогноз на август.
После окончания пресс-конференции Киктёв рассказал о подготовке соглашения между Гидрометцентром и Центральным управлением гидрометслужбы. Идет согласование, утряска позиций, что будет измеряться и как будет передаваться в Москву. Прежде всего это разворачивание сети в Московском регионе 120 пунктов так называемых градиентных наблюдений. Датчики атмосферных параметров на трех атмосферных уровнях на 130 вышках мобильной связи Московской области и Москвы на крышах зданий. 43 станции наземных с хорошими датчиками атмосферных осадков.
Сеть нужна для развития основной прогностической модели, повышение ее детализации на новой суперкомпьютерной платформе. Предполагается, что для Москвы должна быть реализована версия модели с разрешением меньше одного километра. То есть степень детализации субкилометровая. Это существенно для Москвы, для детализированных прогнозов по регионам на краткие сроки. К этой работе приступили заранее, не дожидаясь соглашения. По плану должно занять не меньше двух-трех лет. Первые два года разворачивание сети и подготовка детерминированной версии прогноза, не вероятностного. Второй-третий года развитие технологии вероятностного ансамблевого прогноза. Возможность привнести в прогноз дополнительную информацию о вероятностях различных исходов, различных сценариев.
Киктёв подчеркнул, и теоретически и практически также это должно быть везде. В Московском регионе очень развита инфраструктура, поэтому это затрагивает очень в сильной степени экономическую инфраструктуру и большое количество населения. Если пойдет так, как хотелось бы, то московский проект станерт прототипом того, что должно быть реализовано потом в других регионах, в других мегаполисах и не только в мегаполисах. Метеорологи подготовили предложения, которые, может быть, войдут в национальный проект. Проект нацелен на развитие системы детализированного прогнозирования не только метеорологического, но и экологического.
Можно говорить о локальном антропогенном влиянии на погоду в мегаполисах. В больших городах очень хорошо прослеживается влияние нагрева, связанного с производственной промышленной инфраструктурой, с автомобильным транспортом, обогревом жилых строений. Это остров тепла, который прослеживается и в Московском регионе, и в окрестностях других больших городов.
Сейчас много носятся с выбросами, однако прямой связи выбросов и загрязнений может не быть. Есть преобладающее направлении воздушных потоков. Если говорить о переносе в масштабах года, многих лет в большинстве регионов на территории нашей страны в средних широтах доминирует западный перенос. Поэтому и в Московском регионе и в большинстве других западные территории от больших городов с точки зрения экологии более благополучны, чем восточные регионы.
Киктёв посчитал, что говорить на пресс-конференции о структуре динамического хаоса было бы слишком сложно. Зато потом охотно и развернуто ответил на вопросы «МП»: в подготовке метеорологов, в подготовке прогнозов используется теория динамического хаоса, множества Мандельбро, фракталы?
Киктёв заявил, что теория хаоса – это один из краеугольных камней сегодняшней динамической метеорологии и геофизической гидродинамики. То есть эти положения учитываются при интерпретации результатов прогнозов. Ограничения предсказуемости объективно существуют и не зависят от квалификации прогнозиста. Будь он семи пядей во лбу, будь наш прогностический инструмент, модель идеально хороша, всегда есть малые погрешности начальных данных, от которых начинается прогноз. Если мы начинаем прогноз с данных неточных, они всегда неидеально точные, то рано или поздно мы наталкиваемся на объективные ограничения. То есть мы упираемся в предел предсказуемости, потому изначально близкие траектории со временем расходятся. Потенциально возможные сценарии становятся все более далекими друг от друга по сравнению с тем, что было в начальный момент времени.
В общем, сейчас какое-то время турбулентности, и когда Путин употребляет это слово, это не метафора, судя по всему?
«Турбулентность для атмосферы то, что есть и было всегда. Особенность динамики атмосферы, которая всегда была и всегда будет», – сказал Киктёв.
Добавлю: и для атмосферы в человеческих душах, что, собственно, и создает увлекательные виражи нашей личной истории. Местами страшновато, но в целом здорово.
Лев МОСКОВКИН