В Москве в этом году на время пересеклись два события – Чемпионат Мира по футболу и Летние Балетные Сезоны. Последние уже 18-й раз проходят на сцене РАМТа и будут радовать публику до конца августа.
Как всегда на спектаклях ЛБС много иностранцев. Кого-то я встретила в дни чемпионата, когда команда их страны не играла, и они пришли насладиться искусством русского балета. Одни, чтобы скоротать вечер, другие, ничего не зная о классическом танце кроме слова «Большой», впервые в жизни попали на балет. Как четверо мужчин из Мексики, которые ушли после 1-го акта изумительного «Щелкунчика» в постановке Национального классического балета п/р Анны Нехлюдовой, так как стремились побывать только в Большом театре, а им под маркой национального бренда в каком-то агентстве продали билеты в РАМТ. И они предпочли балету встречу с друзьями. И хотя в «Щелкунчике» солировала несравненная Оксана Бондарева, бывшая солистка Мариинского театра, это их не интересовало. Для такой публики прийти в Большой – лишь повод похвастаться перед знакомыми.
И этот подход не только у иностранной, но и у нашей публики, как, кстати, и у ряда футбольных болельщиков, по логике которых, если команда проиграла, там плохие футболисты, их можно критиковать, не стесняясь в выражениях.
И все-таки среди футбольных фанатов есть люди, которые знают и ценят балет. Я встретила группу друзей из Венесуэлы, которые приехали в Москву на чемпионат, но им было интересно и высокое искусство русского балета, куда они стремились попасть. А одна из жительниц Латинской Америки, в прошлом балерина, по достоинству оценила мастерство артистов труппы Нехлюдовой, сказав, что в их стране балета такого уровня просто нет.
Среди истинных ценителей не только футбола, но и балета были жители Народной Республики Бангладеш, Китая, Японии, Австралии, Колумбии, и, конечно же, России.
Я посетила несколько спектаклей этого замечательного праздника балета, и все они были хороши по-своему. В Национальном классическом балете в спектакле «Лебединое озеро» мне больше всего запомнились Ю. Непомнящая, танцевавшая партии Одетты и Одиллии, а еще С. Писарев, сыгравший Шута, наставника принца. Они подарили зрителям, вкупе с кордебалетом, важнейшее в искусстве классического танца ощущение лёгкости.
Но особенный праздник в моей душе настал, когда я смотрела «Баядерку» Мариуса Петипа, которая была дана на сцене РАМТа впервые за 18 лет существования Летних Балетных Сезонов. Главную героиню Никию исполнила Оксана Бондарева, и ее славянская внешность трогательно выглядела на фоне другой солистки – ее сценической соперницы Марии Бек. Невероятный артистизм и чувственность Бондаревой, богатая мимика сделали образ Никии очень выразительным, проявившись в ее медленных, плавных движениях, которых в этом спектакле довольно много.
Мое восхищение вызвал и Георгий Мигунов, блестяще станцевавший в «Баядерке» факира Магедавея. Его накачанное тело, высокие прыжки, чёткие финальные точки производили на зрителей большое впечатление. «Баядерка» на музыку Людвига Минкуса – необычный балет. Дело здесь и в особой, плавно-статичной хореографии с восточными мотивами, и в ярких костюмах – то красного, то желтого цвета, то в ярко-розовых пачках с золотистым орнаментом, что ласкает глаз и будоражит душу.
Чемпионат мира закончился, но Летние Балетные Сезоны еще идут. В августе наряду с Театром Балета «ART-DA» Валентина Грищенко на сцену вышел и «Смирнов Балет» п/р Людмилы Нерубащенко, который в 2016 году поразил публику столицы яркими оригинальными постановками. Это «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Золушка», «Щелкунчик.
Кстати, в Москву нескончаемым потоком продолжают ехать иностранцы из США, Индии, Италии и других уголков мира, и, конечно же, наши соотечественники – из разных городов со всей России. По делам или просто отдохнуть. И многие хотят непременно увидеть своими глазами классический русский балет, которому нет равных в мире!
Полина Шорохова.
Фото предоставлены пресс-службой ЛБС.