В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ГАРМОНИИ

В Москве завершились 18-е Летние Балетные Сезоны, которые проходили с аншлагом.

Нынешнее лето было ознаменовано в России чемпионатом мира по футболу и подорожавшими гостиницами, что не позволило пригласить на сцену РАМТа, постоянную площадку Сезонов, коллективы и солистов из-за рубежа и России. Но ничто не смогло помешать Проекту, полюбившемуся публике, опустить планку: три столичных коллектива сумели создать для зрителей долгожданный праздник. Открылись как всегда «Лебединым озером» Чайковского.

Эта честь была предоставлена «Национальному классическому балету» п/р Анны Нехлюдовой, который впервые выступил в Сезонах. В финале по традиции тоже был дан этот шедевр гениального русского композитора, но уже в исполнении Театра «Смирнов балет» п/р Людмилы Нерубащенко. Кстати, в афише третьего участника нынешних сезонов, Театра балета «Арт-Да» п/р Валентина Грищенко, тоже есть «Лебединое озеро». Повторились у трёх коллективов и другие названия: «Щелкунчик» и «Спящая красавица», «Жизель» и «Ромео и Джульетта». Тем интереснее было сравнивать спектакли и солистов, восхищаясь разнообразием оформления, мастерством примадонн и их партнёров, а ещё и изюминкой, обнаруженной в известном материале, одухотворённом фантазией и чувствами хореографов. И слаженностью кордебалета, что даёт спектаклю тот воздух и ту атмосферу, по которым узнаваем именно русский классический балет.

«Национальный классический балет» подарил публике ещё чудную «Баядерку» Людвига Минкуса, впервые показанную в Сезонах.

Её восточные мотивы, тревожные и сладкозвучные, будоражили сердца зрителей вкупе с яркими национальными костюмами и роскошными декорациями (жаль, что не указаны в программе ни сценограф, ни художник по костюмам). Но главными, конечно же, были солисты – нежная и прекрасная Никия в исполнении Оксаны Бондаревой, страстная и чувственная Гамзатти — Марии Бек, мощный факир Магедавея Георгия Мигунова, красивый и коварный Великий брамин Михаила Михайлова, который в балете «Щелкунчик» предстал в совершенно противоположной роли.

Его Дроссельмейер, крёстный Мари и Фрица, был ещё и искусным волшебником для детей в этот рождественский вечер. Стать артиста, его осанка, лицо, излучающее доброту, искрящиеся юмором глаза увлекли всех в праздничный хоровод, как в сказку, о которой мечтали целый год.

Театр балета «Арт-Да» показал публике «Золушку» по сказке Перро с музыкой Прокофьева, которой не было больше ни у кого в нынешних Сезонах. Хореографом в ней стал худрук созданного им 7 лет назад коллектива Валентин Грищенко, а художником по костюмам – Максим Ушаков. В спектакле было много комических сцен, которые зрители принимали с большим удовольствием.
Сказать, что Театр «Смирнов балет» многие ждали после его выступления в Сезонах 2016 года, это ничего не сказать. Ибо все спектакли, так или иначе, освещены личностью Виктора Смирнова-Голованова, основателя коллектива и истинного рыцаря и философа балета. В каждом из его спектаклей в центре действа лежит чья-то судьба, которая несёт в себе неистребимое стремление к счастью, а оно может быть только в Любви и гармонии с самим собой и миром. Иначе жизнь для героев не имеет смысла. Солисты Театра поражают не только виртуозностью исполнения балетных па, но ещё и таким выплеском чувств и страстей, которые заставляют зрителей плакать, смеяться и кричать в финале «Браво», не желая отпускать их со сцены.

Лилия Орехова невероятно хороша в «Лебедином озере» — и в утончённой тоскующей Одетте, и в злобно язвительной Одиллии. Разительно меняется не только выражение лица актрисы, но и её движения – от плавных изгибов рук к острым, порывистым, резким. Её партнёр – Принц Зигфрид Даниилы Орлова — высок, красив и благороден. А Злой Гений Талгата Кожабаева – само коварство, мощный и неудержимый в губительной страсти повелевать.
В «Жизели» рядом с героиней в исполнении Лилии Ореховой два достойных соперника – увлекшийся бедной девушкой граф Альберт Даниила Орлова, и страстно влюблённый в Жизель лесничий Ганс Талгата Кожабаева. Обычно Ганса, который открывает Жизели, кто же на самом деле его соперник, исполняет невзрачный и не совсем приятный тип. Здесь всё иначе.

Мощная энергетика Талгата Кожабаева и его неподдельное чувство заставляют зрителей влюбиться в него. Талгат интересен во всех своих партиях. Танцуя Тибальда, он так харизматичен в испепеляющей энергии, что его дуэли с Меркуцио и Ромео – естественное её продолжение. А его почти фанатичный азарт и несокрушимый напор напоминают поведение «золотой» молодёжи всех времён и народов. Ярко прозвучал и Алексей Цовко, с юмором и изяществом исполнивший Шута в «Лебедином озере», Меркуцио в «Ромео и Джульетте» и богатого старика Гамаша в «Дон Кихоте».


Сезоны закончились, но воспоминания о совершенстве – музыки и танца, красок и чувств, к которому так стремятся создатели русского балета, ещё долго будут согревать сердца благодарных зрителей. И они будут ждать новых прекрасных встреч с Летними балетными сезонами.

Наталья Савватеева.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x