ГАРАЖ-ПОДКОВУ НА НОВОРЯЗАНСКОЙ УЛИЦЕ ОТРЕСТАВРИРУЮТ

Гараж для грузовых машин в виде подковы был возведен в 30-х годах по проекту одного из родоначальников советского авангарда архитектора Константина Мельникова и знаменитого инженера Владимира Шухова. Здание (Новорязанская улица, дом 27, строения 1 и 3) в стиле конструктивизма признано объектом культурного наследия регионального значения и будет отреставрировано.

Уникальность постройки заключалась в том, что каждая машина, попадая внутрь, занимала свое место и выезжала, двигаясь только вперед. Этот принцип стал очередным экспериментом, изобретенный Мельниковым. Такая система позволяла более эффективно использовать пространство. К слову сказать, заказ на строительство архитектор получил, когда регистрировал свой патент на прямоточную систему проектирования гаражей.

«Архитектор спроектировал гараж в виде подковы. Грузовики въезжали с Новорязанской улицы через торцы здания, а выезжали с противоположной стороны. Благодаря такому решению пространства, внутри могло одновременно помещаться 110 автомобилей. Другая интересная особенность сооружения — металлические перекрытия внутри полукруглой части. Конструкции, которые придумал знаменитый инженер Владимир Шухов, опираются только на внешние стены. В результате в гараже появлялось место для маневра грузовых машин. В середине дуги было оборудовано отдельное помещение под мастерские», — рассказал глава Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

Одноэтажное здание гаража (строение 3) по всему периметру опоясывает ленточное окно. Торцевые фасады, выходящие на Новорязанскую улицу, отличает контрастное чередование кирпичной кладки стен и элементов из стекла — стеклоблоков. Центральную часть украшает угловой эркер (выступ) на всю высоту фасада.

Административный корпус (строение 1) имеет п-образную форму и выдержан в той же стилистике, что и гараж. Его украшают две двухэтажные башни, расположенные с торцов здания.

Облик комплекса неоднократно менялся. Например, первоначально гараж имел 18 въездных ворот, но впоследствии некоторые из них были заложены. Кроме того, снаружи здания появились пристройки, а внутри были оборудованы дополнительные помещения.

Перед началом реставрации здания специалистам предстоит укрепить фундамент и крышу, а также восстановить кирпичную кладку и демонтировать более поздние пристройки.

Фото: mos.ru