ТОРЖЕСТВО ТОЧНОЙ НАУКИ В ГУМАНИТАРНОМ ГНЕЗДЕ

Конференция

Международная научная конференция «Искусствоведение в контексте других наук в современном мире: Параллели и взаимодействия» открылась в воскресенье на площадке Института современного искусства на Горбушке (Новозаводская улица).
Конференция будет проходить до 26 апреля, в том числе в РГБ (Дом Пашкова Ленинки). Под патронатом международной конференции параллельно проходит Всероссийская конференция «Дни науки в ИСИ».

Идею «Россия vs зарубежье» придумал для конференции организатор научной программы Григорий Консон, заведующий кафедрой общегуманитарных и социальных дисциплин ИСИ. В комментарии МП Консон пояснил, что имеется в виду противопоставление научных традиций, академических и образовательных. Компаративный подход. Приглашенные иностранцы едут в Россию охотно, чтобы узнать новое, причем из потенциальных стран врагов и агрессоров, США и Британия.
По словам Консона, студенты меняются, произошел ребрендинг мотивированности. Рост мотивированности выражается в том, что интересует не столько диплом, сколько навыки, которые можно предъявить работодателю и своей совести.
Проректор по учебной работе ИСИ Елена Каминская добавила, что Всероссийская конференция происходит под патронатом международной, чтобы студенты могли познакомиться с достижениями мировой научной мысли.
Мнения организаторов конференции в части теории красоты разделились. Большинство считает, что такая теория существует и она является гуманитарной наукой. Эстетика этим занимается.
Как ни странно, первый день конференции почти целиком был посвящен одной теме, которую исчерпывающе раскрыл проректор по научной работе ИСИ Юрий Соколов, известный своей непримиримостью к нерадивым студентам.
Он напомнил, как когда-то, в более гармоничные времена ни одна наука не могла обрести статус, не будучи одновременно искусством, с обязательным артистизмом мысли и еще большим артистизмом стиля. Эти времена безвозвратно прошли. Артистизм стиля начали изживать еще в девятнадцатом веке, когда зародилась суконная манера выражать свои мысли, ныне окончательно объявленная «научной нормой». Что касается артистизма мысли, можно сказать, что оный артистизм на данный момент успешно вытесняется экстазами рейтингования и обоюдного цитирования, ставших для многих смыслом научной деятельности. Научное сообщество на удивление терпимо, оно простит вам все, кроме таланта.
«Однако наш долг хотя бы напоминать время от времени данному сообществу, что некогда оно было гораздо более совершенной корпорацией. Этой цели, я надеюсь, послужит наша сегодняшняя конференция и те, которые последуют за ней», – сказал проректор Соколов.
По его мнению, проблема не в самом министерстве, а в том, что постоянно и существенно обновляются команды. Каждая команда приходит со своим проектом и видением ситуации. То же происходит во всех сферах. В Министерстве здравоохранения постоянно реформы идут. Закон нравиться не должен, его приходится просто исполнять. Дело в том, что это все время меняется. Самые лучшие идеи, когда претворяются в жизнь, превращаются в свою противоположность.
Наша беседа на полях конференции сама собой вырулила на вездесущую роль США. Соколов сказал почти то же, что говорил Жорез Алферов в Думе. По его словам, во время холодной войны США вынуждены были соблюдать моральные нормы. Когда СССР рухнул, чувствовали себя все более свободными от всего. У них остались только интересы, и под это подгоняют демагогию о высшей справедливости. Это на самом деле трагедия.
Тем не менее, Институт современного искусства остается уникальным. Студентов из других вузов прежде всего удивляет, что преподаватели ими тут занимаются. Девиз ИСИ «Сделай свой талант профессией, реализуй свое призвание!»
Достаточно неожиданно для российских участников прозвучал доклад Марины Фроловой-Уокер из Клэр-колледжа Кембриджского университета «Загадочная история Нормана Каздена, или реализм в музыке по обе стороны железного занавеса».
Оказалось, в США и их дополнительном штате в виде Британии на наукометрию особого внимания не обращают, однако бюрократическое давление отнюдь не меньше, а больше, чем в России. Для особо дисциплинированных и исполнительных преподавателей оно заканчивается суицидом. Бюрократическая прослойка спускает преподавателям документы, которые они не понимают. Понять рейтинги невозможно. В результате происходит деморализация профессорско-преподавательского состава.
История Нормана Каздена формально не связана с текущей историей преподавания, но очевидно одно вытекает из другого. Фролова-Уокер провела параллели между борьбой с космополитизмом, ждановщиной в СССР и маккартизмом в США.
Норман Казден считал себя прежде всего музыкантом и потом уже музыковедом. Тем не менее, музыка его сейчас неизвестна. Писал реалистическую музыку. Родился в семье еврейских эмигрантов. Вступил в коммунистическую партию США и в общество композиторов коллективной музыки по образцу того, что было в СССР, чтобы сделать музыкальное искусство доступным всем слоям американского народа. В принятии принципов социалистического реализма Казден был святее папы Римского.
В итоге Казден стал жертвой закона FARA. Его вызвали в парламент на комиссию по антиамериканской деятельности. Он использовал право на молчание. Попал в черный список, и с ним не продлили контракт на преподавание. В Канаде тоже не удалось получить преподавательскую работу. Продолжал научную деятельность, ездил за свой счет на конференции. Не знать его работ было невозможно, но их не цитировали.
Анна Пиотровска из Ягеллонского университета Польши выступила с докладом «Парники художественной и интеллектуальной элиты. Музыковедение и другие музыкальные дисциплины в современных европейских университетах». Возник вопрос, что такое элита у человека.
Мы это легко выяснили. Термин «элита» Пиотровска использует адекватно, но понимания не встречает. Причина в том, что элита у человека формируется совершенно иначе, чем у доместицированных животных или растений, не стабилизирующим отбором, а динамически. Пиотровска сама того не ведая сформулировала своими словами сначала принцип эволюции теплокровных на основе эстетизма, который предопределил появление человека. А затем естественным образом – антропный принцип в синергетике Курдюмова «Будущее сегодня».
Открыл научную часть конференции Беннетт Митчелл Зон из Даремского университета докладом «Экфрасис и основы современного музыкознания». Тезис докладчика состоит в том, что сегодня музыковедение является одной из самых междисциплинарных дисциплин искусствоведения. Хотя междисциплинарность является относительно новой концепцией, ее происхождение прослеживается от ряда интеллектуальных предшественников. Среди них есть неизвестный в истории междисциплинарного музыковедения антецедент – экфрасис, метод письма, призванный воплотить в себе основные характеристики другого искусства.
По словам Зона, экфрастическое стремление находит выражение во многих музыковедческих контекстах через многочисленные пересечения с наукой и эволюционными теориями. Например, рекапитуляционизм как вера в то, что каждый человек повторяет всю эволюцию человечества в своей жизни. Дети не являются тем, чем они являются сами по себе. Они – существа с потенциальным и духовным стремлением стать полностью человеком. Как и сам экфрасис, дети – это текст, в данном случае эволюционный текст, повторяющий образ, который они воплощают. Дети, по сути, являются искусством, стремящимися к состоянию музыки.
Можно, оказывается, из музыковедения выводить всеобщие законы бытия.
Лев МОСКОВКИН.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x