МАГИСТРАТУРА ДОЛЖНА СТАТЬ МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОЙ

Еще Козьма Прутков говорил, что «узкий специалист подробен флюсу». И «узкие специалисты», коих готовят высшие учебные заведения, уходят в прошлое. А на их место приходят мультидисциплинарные специалисты, имеющие знания и навыки в нескольких предметных областях, обладающие умением учиться, чувствовать конъюнктуру рынка, формировать собственные таланты и собственную личность.

О том, какие перспективы ждут высшее образование сегодня говорили в Санкт-Петербурге на конференции «Магистратура ++: программируя образование будущего», организатором которой выступил университет ИТМО и Благотворительный фонд Владимира Потанина. По словам руководителя фонда Оксаны Орачевой, в стране практически нет площадок, где бы комплексно обсуждались проблемы развития современной магистратуры.
— При этом мы видим, что это направление активно развивается. И как любое быстро развивающееся направление образования, должны соотносится с потребностями человека и государства, — отметила Оксана Орачева. — Магистратура должны стать лабораторией знаний и навыков для всех: и для преподавателей, и для студентов. И для высшего образования в целом.
Одним из современных трендов совершенствования магистерских программ должен стать ее отход от узкопрофильности и переход на мультидисциплинарность. Как отметил Андрей Иванов, глава Департамента инвестиций, исследований и образования JetBrains, на данный момент сотрудничество между учреждениями высшего образованиями и компаниями, куда выпускники институтов приходят работать, выстраиваются по нескольким уровням зрелости.
— Нулевой уровень предполагает, что магистры оказываются плохо подготовлены к работе в компаниях, — сказал Андрей Иванов. – Это происходит потому, что у института не было конкретной задачи подготовить специалиста для данного предприятия или данной отрасли. Как эту проблему можно решить: организовать взаимодействие вуза и работодателя не на последних месяцах обучения магистров, а на более ранних сроках. Речь может идти и о выплате предприятием стипендий тем магистрам, которых они хотят видеть. И подготовка дипломных работ по нужным работодателю кейсам. Более высокий уровень отношений вузов и работодателей – это формирование в институтах практических магистерских программ, в которых заинтересованы предприятия.
Но самым, на данный момент оптимальным форматом развития магистерских программ, может стать ее мультидисциплинарность. Например, магистр по направлению «физика» получает параллельно специальность в программировании. Или ведется подготовка по специальности «ученый эколог» со знаниями проблем формирования климата, развития в определенном регионе и климате флоры и фауны. Специалист-психолог со знаниями психотерапии, коучинга и астрологии.
— В выборе магистерских программ студенты во многом голосуют «ногами», — говорит Оксана Орачева. – Бизнес хочет готовить специалистов под свои узкие цели. А «для соседа» это уже не подходит. Поэтому магистры должны быть широко подготовлены не с точки зрения образования, а с точки зрения рынка труда. Даже молодые люди в процессе обучения часто меняют профессию: готовился стать юристом, но потом понимает, что хочет стать психологом или дизайнером, потому что ваш мир за четыре года изменился. Поэтому жесткая привязка к определенной программе магистерского образования уже не будет работать. Должны развиваться мультидисциплинарные магистерские программы. Их должно быть много и разных, но уверена, что на них не будет много людей. Магистратура должна подстраиваться под заказ бизнеса, но все время меняться и работать на опережение, предполагая, что потребуется в будущем.

Это любопытно
В рамках конференции прошел социальный опрос, участникам которого стали молодые преподаватели вузов – обладатели стипендий благотворительного фонда. Им были заданы четыре вопроса. Первый: «Какое ключевое слово наиболее точно характеризует суть и задачи магистерского образования – «глубина», «широта», «перемены»?» Второй: «Как цифровизация изменит спрос на магистерское образование в ближайшие пять лет — «увеличит», «не изменит», «уменьшит»?» Третий: «Какому проценту бакалавров стоит продолжать обучение в магистратуре – «менее 30%», «от 30% до 50%», «от 50% до 70%» и «более 70%»? И четвертый: «Кто в большей степени должен формировать запрос на содержание и форматы развития магистерских программ на ближайшие 10 лет – «государство», «бизнес», «человек».
В первом случае, большинство респондентов посчитали, что ключевым словом, определяющим суть магистерского образования, является «глубина». Что касается цифровизации, то она явно увеличит спрос на высшее образование – за это высказалась практически половина респондентов. По мнению опрошенных, поступать в магистратуру должны не более трети бакалавров, потому что существует множество позиций, где четырех лет обучения вполне достаточно. А вот на вопрос о том, кто будет определять запрос на содержание магистерских программ в ближайшие годы, почти 46% ответили, что государство.

Мона Платонова.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x