БУРЖЕ-2019: ЛЮДИ, ПРОБЛЕМЫ, ТРЕНДЫ

— «Наверно, это мой последний салон»
— «Да, нет, просто он грустный»

Салон больших проблем

В 2019 в Ле Бурже по-прежнему было много участников, полетов, гостей и новинок. Был большой бизнес, хотя многие торговые бои переместились в Азию, на которую сейчас приходится до 40% спроса на новые самолеты. Так что цифрами сделок жонглировали меньше.
Но главное и очевидное — стало больше проблем. Не у устроителей — у них-то все в порядке — 2453 экспонента, 125 000 квадратных метров выставочных площадей, более 316 000 посетителей. Проблемы у самой отрасли. Она сегодня озабочена надежностью все более сложной техники, нехваткой кадров, экономической эффективностью полетов и экологической безопасностью самой авиации. И от этого — на салоне меньше праздника и ярмарки. Торговый шум уступает место кризис-менеджменту.

Нехватка посреди безработицы

Проблемы глобальны и порой парадоксальны.
Посреди безработицы — нехватка кадров для авиации. Недостает всех — от пилотов до станочников на заводах. Станочники и во Франции — не слишком престижная профессия: тяжелая, а зарплата так себе. Но вот новое: из-за интенсификации графиков полетов снижается престиж профессии пилота. На салоне прозвучала цифра: в течение ближайших 20 лет авиакомпаниям, чтобы удовлетворить свои потребности, надо будет обучить 600 000 летчиков. Причем качество обучения должно вырасти, а расходы желательно сократить.
«Ясно, что в ближайшее время нехватка кадров в аэрокосмической отрасли будет очень значительной и коснется практически всех специальностей. Это связано с тем, что никто не смог предусмотреть потребность отрасли в кадрах, в частности, в обслуживании авиатехники, деятельности аэропортов, логистике. Спрос на них рос по экспоненте, а планы этого не учитывали»,- объясняет ректор французской Академии Кретей Даниель Оверло.
На базе этой академии под эгидой GIFAS — Французского объединения аэрокосмической промышленности — при участии муниципальных и частных партнеров сейчас создается крупный центр по подготовки кадров для авиации. Но проблема отнюдь не только французская. С тревогой ее обсуждают и на соответствующих конференциях на МАКС, горько сетуя на развал советской системы подготовки кадров и нехватку средств… Но точно так же об этом пекутся в Европе, США, Индии, Бразилии и Китае, готовом сегодня платить пилотам вчетверо больше, чем в соседних странах…
«Да, проблема международная,- подтверждает ректор Даниель Оверло. Поэтому пологаю, наше руководство озабочено и соответствующим сотрудничеством на международном уровне. Такое сотрудничество должно быть чрезвычайно плодотворным».

Всемирная опасность

Еще неотложнее международное сотрудничество при решении главной, «всемирной» проблемы, вставшей перед отраслью. Это экология. Острота проблемы беспрецедентна. Вот оценка главы крупнейшего итальянского авиаконцерна «Леонардо», кстати, постоянного участника МАКС. «Авиация стоит у черты, за которой возвращение к нормальной жизни будет невозможно».
А вот — коллективная оценка: «Спрос на воздушные перевозки продолжает расти и опережает возможности предотвратить негативное воздействие на окружающую среду с помощью ныне известных технологий». Это совместное заявление, принятое на салоне в Париже всеми ведущими европейскими центрами авиационных исследований и крупнейшими компаниями авиационной Европы — Airbus, Dassault, Leonardo, Liebherr, Rolls-Royce, SAAB, Safran, Thales.
Заявление констатирует: сегодня требуется поиск «широкого круга решений, включая исследование новых типов самолетов, нового топлива, новых двигателей и новых технологий», которые сделают возможными «экологически эффективные способы производства и эксплуатации будущих поколений летательных аппаратов».
«Сейчас у всех нас есть общие цели: в условиях резкого обострения экологических проблем приходится отстаивать даже саму идею полетов. Появились люди, призывающие «не пользоваться самолетами, чтобы спасти планету»! Но авиация сближает народы. Поездки, знакомство с другими людьми необходимы для спасения планеты. Контакты позволяют укреплять взаимопонимание, без чего невозможна даже надежда на мирное сосуществование»,- убежден Бруно Стуффлет, главный технолог концерна DASSAULT ( Франция )
Ему вторит Пол Стейн — главный научный руководитель ROLLS-ROYCE ( Великобритания ): «Авиация делает планету единой. Мы живем в мире глобальной экономики, где мирное существование напрямую зависят от взаимопонимания. Иного пути у человечества нет.
Перед нами стоят большие вызовы. С помощью авиации надо сделать планету более мирной, а саму авиацию — надежной и экологичный. Должны объединить усилия не только все ученые, но и наука и промышленность. Только вместе мы найдем решения для будущего. И Россия, у которой фантастическая авиационная история, которая внесла просто неизмеримый вклад в авиационную науку, конечно, должна быть частью этого процесса. Сотрудничество и еще раз сотрудничество! И хотя сам я еще не был в России, многие наши сотрудники встречались с русскими коллегами. Я тоже хотел бы приехать в Москву и уверен, что МАКС будет великолепным авиасалоном!»

Космос: NASA без нас

Приуроченная к 50-летию высадки на Луну и устроенная NASA встреча глав космических центров CША, Европы, Канады, Италии, Японии и ОАЭ, была посвящена сотрудничеству в космосе, но прошла без России. При том что шале Роскосмоса находилось от сцены метрах в ста. И международное сотрудничество с Роскосмосом продолжается, о чем с этой же сцены рассказывал вице-президент Канадского космического агентства Люк Брюле.
«2019 — очень важный год для канадской космической программы. В декабре 2018 года на Международную космическую с Байконура был доставлен канадский астронавт. Он совершил космический полет на ракете «Союз» и во время пребывания на МСС провел целый ряд важнейших технологических и научных экспериментов перед возвращением в Казахстан. Это для нас очень большое достижение»,-подчеркнул Люк Брюле.
Встреча, обошедшаяся без России, однако не обошлась без курьеза: острый на язык генеральный директор Европейского космического агентства Вернер, прямо на сцене за минуту объяснил администратору NASA Тиму Брайденстайну почему знаменитая фотография высадки, по которой они все тут сидят — фейк, монтаж. Явно озадачив бывшего сенатора из Оклахомы вопросом: « А ты что, не знал?». Потом Вернер улыбнулся и пообещал:» Ничего, теперь в совместных полетах будем высаживаться вместе…»
Намечено вернуться на Луну в 2024, создать на орбите промежуточный модуль, с него совершать высадки, в 2028 — построить постоянную базу, с которой потом стартовать к Марсу. «Технические детали» еще предстоит проработать, но ясно, что в первые пять лет проект обойдется как минимум а 20-30 миллиардов долларов, которые НАСА хотела бы разделить с партнерами.

Лев Танский. Париж