«ГОРЬКИЕ ПЛОДЫ» ПРОСВЕЩЕНИЯ

Как свидетельствуют эксперты, распространенность заболеваемости среди детей в период школьного обучения (в возрасте от 7 до 17 лет) ежегодно увеличивается на 4 — 5%.

Кто в этом виноват – учителя или родители? Как правильно организовать образовательный процесс, чтобы школьные нагрузки не оказали пагубное влияние на здоровье ученика? Как влияют на здоровье детей цифровые образовательные технологии? На эти вопросы попытались ответить участники «круглого стола», состоявшегося в Издательском доме «Аргументы и факты». В дискуссии приняли участие главные специалисты Минздрава, руководители ведомств Министерства просвещения России, Роспотребнадзора, педагоги и представители общественных организаций.
Как подчеркнула директор института возрастной психологии Российской академии образования, академик РАО Марьяна Безруких, сегодня родители и учителя все чаще руководствуются принципом «Знания — любой ценой», а в таких случаях платить за знания приходится здоровьем детей. Учебная нагрузка в младших классах составляет 8 часов в день, в старших – 10 — 12 часов (это выше, чем нагрузка взрослых). Неудивительно, что, по предварительным данным (исследование, которое сегодня идет в 10 регионах России, будет закончено в конце 2019 года), абсолютно здоровых школьников сегодня не больше 30%.
По мнению Марьяны Безруких, важно, чтобы педагоги смогли помочь детям адаптироваться к таким перегрузкам. Она считает, что в программе педагогических вузов необходимо восстановить курс возрастной психологии, который был исключен.
Заведующий кафедрой клинической иммунологии и аллергологии Высшей Медицинской школы, доктор медицинских наук, главный педиатр ДГКБ №9 им. Г. Н. Сперанского профессор Андрей Продеус уверен, что снижение школьной заболеваемости – задача вполне реальная. Для этого важно обучить родителей и детей основным правилам профилактики — мыть руки не менее 4 — 5 раз в день (это в 4 раза снижает заболеваемость), правильно высмаркиваться, рационально питаться (в сезон простуд важно употреблять достаточное количество железа и витамина Д), высыпаться, делать необходимые прививки и активно двигаться на свежем воздухе.
Проведенные исследования показали, что к окончанию школы 30% учащихся имеют проблемы со зрением. Заведующий кафедрой офтальмологии лечебного факультета РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава РФ, профессор Евгений Егоров полагает, что это происходит из-за чрезмерных нагрузок на глаза: «Глаз настроен на то, чтобы максимально работать. Но чрезмерные нагрузки для глаз все же вредны. Во всех СанПиНах регламентируется количество времени работы с гаджетами. Дети увлекаются, забывают о времени, появляется синдром сухого глаза, роговица подсыхает и начинаются жалобы. Если есть предрасположенность, возможна прогрессирующая близорукость».
Кроме того, как отметила главный внештатный детский специалист-офтальмолог Минздрава России, заместитель директора Московского НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, профессор Людмила Катаргина, во многом ухудшение зрения в школьные годы происходит из-за того, что после перехода на электронные устройства многие забыли элементарные, но доказано работающие санитарно-гигиенические правила: читать, не наклоняясь, соблюдать необходимое расстояние между глазами и гаджетом, делать перерывы между чтением и заниматься спортом, полезным для глаз (бадминтоном, пинг- понгом и т. д.).
Заведующая отделением «Охрана здоровья матери и ребёнка» ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, кандидат медицинских наук Татьяна Соколовская рассказала, что для снижения школьной заболеваемости необходимо создание здоровьесберегающей среды в школах, где дети проводят почти 70% времени. Создание такой среды — главная цель программы Минздрава «Школьная медицина». До конца 2020 года в школах также будет внедрен учебник по здоровью, в котором будет доступным языком рассказано, что детям нужно делать, чтобы не только хорошо учиться, но и не болеть.
Директор Гимназии №1520 им. Капцовых, лучший учитель года Вита Кириченко пояснила, что заболеваемость ниже в тех классах, где учителя следят за выполнением разработанных специалистами рекомендаций: «В школе дети часто сидят, согнувшись, с неровными плечами. Очень жаль, когда учитель не замечает этого и не напоминает ребятам, как сидеть правильно. Нам всем нужны здоровые дети, а не знания — любой ценой».
Директор Новосибирского НИИ гигиены Роспотребнадзора Ирина Новикова подчеркнула, что, несмотря на все старания учителей, без участия родителей снизить школьную заболеваемость вряд ли удастся. Исследование, проведенное в Омске, показало, что, например, гиподинамию испытывают 60% школьников, а решить проблему низкой двигательной активности можно только с участием семьи. Также зачастую дети перенимают вредные пищевые привычки родителей, например, добавляют в пищу слишком много соли и сахара, из-за чего отказываются есть школьную еду, приготовленную с учетом рекомендаций специалистов по здоровому питанию.

Сергей ИШКОВ.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x