ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ: ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. И В ЭТОМ ЕСТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

онлайн

Уже почти полгода многие столичные школьники, как, впрочем, и ученики из других регионов нашей страны, учатся в дистанционном формате. А потому вопрос грамотной организации онлайн-обучения стоит очень остро. 

В Москве по инициативе Департамента образования и науки прошла онлайн-конференция «Цифровое образование – новая реальность», участники которой обсудили возможности и перспективы современного цифрового обучения. Общее мнение, которое высказали собравшиеся, звучало так: «Само образование в режиме онлайн – мировая тенденция. Именно детям такой формат комфортен: сейчас школьники и студенты – не только основные потребители, но и авторы цифрового контента. Главное — перестать противопоставлять традиционное и дистанционное образование, а начинать комбинировать их сильные стороны».

По словам народного учителя России Ефима Рачевского, «во время дистанционного обучения исчезает традиционный учительский поводок: выйди за дверь — не сдашь ЕГЭ».

— Выигрывает тот учитель, который этот процесс очеловечивает. На экране видно, если учитель смотрит в шпаргалку. Эти месяцы в дистанционном формате дали намного больше, чем годы профессиональной квалификации. Если мы уже вошли в школу завтрашнего дня и глупо будет это потерять, самое главное — топать по ней целенаправленно и осмысленно, — отметил Ефим Рачевский.

Эксперты конференции отметили, что цифровые платформы дают возможность повысить эффективность при трансфере предметных знаний. Благодаря им можно персонализировать набор заданий для каждого ученика, можно обеспечить автоматизированную проверку. Это даст быструю обратную связь, быструю рефлексию, это удобно для учителя и это очень важно для ребенка. Все это означает, что онлайн-образование уже трансформируется, формируется экосистема передачи знаний, инструменты становятся более гибкими, важным становится умение педагога оперировать ими правильно.

— В системе школьного образования необходимо обеспечить баланс между очным общением детей и учителей, а также современными, в том числе дистанционными технологиями. Я вижу школу как социум, где есть персональное общение детей и учителей, есть совместные игры детей и совместный процесс обучения, а не только трансформация знаний из компьютерной железки или чьей-то головы, — отметил заместитель руководителя Департамента информационных технологий Москвы Владимир Макаров. — Очень частая картинка: дети сидят в боулинге и играют в боулинг на планшете. Это объективная реальность. Не стоит дискутировать: было ли наше поколение лучше или хуже. Современные дети вот такие – это просто данность. Поэтому необходимо обеспечить правильную трансформацию инструментов, используемых в процессе обучения, чтобы не потерять детей с точки зрения привлекательности для них процесса получения знаний, привлекательности учебы.

По мнению Наталии Киселевой, заместителя руководителя Департамента образования и науки города Москвы, цифровые решения, которые делаются сейчас в образовании, — это помощники нашей реальной школе, помощники для учителей и ресурсы, предоставляющие большие возможности для детей.

— Учителю перестроить процесс традиционного образования в онлайн достаточно сложно, меняются форматы и принципы, — сказала Наталия Киселева.

— Сейчас мы приходим к тому, что голос учителя, наставника является важнейшим в разработке цифровой дидактики. Школа, которая у нас сейчас зарождается, уже качественно другая. Нам нужно перестать противопоставлять дистанционное обучение и реальную школу и смотреть: какие есть возможные пути сближения и интеграции, а не делать выбор только в пользу одного или другого.

Конечно, дистанционное обучение имеет много положительных сторон, в частности расширение образовательных возможностей, экономия времени. Но как организовать обучение и какими навыками должны обладать родители, чтобы помочь ребенку?

На этот вопрос в рамках онлайн–конференции ответила председатель Городского совета родительской общественности Людмила Мясникова.

— У многих родителей есть вопросы по поводу дистанта. Онлайн-образование небольшая, но очень полезная часть в обучении, — сказала Людмила Мясникова. — Конечно, необходимо подготовить рабочее место ребенка, и многие родители недостаточно компетентны, не у всех цифровая грамотность на должном уровне. Мы говорим и об обеспечении безопасности, и о цифровой культуре. А значит, им требуется помощь. Разъяснительная работа с родителями должна быть со стороны школ. Треугольник «школа — родитель – ребенок» остается, но качество связи меняется.

Мона Платонова.