РЕЦЕПТЫ ХОРОШЕЙ КОМЕДИИ: НИКТО НЕ ЗНАЕТ КАК, НО ВСЕЙ ГРУППОЙ ПОСКАКАЛИ, ПОБЕЖАЛИ И СДЕЛАЛИ

Ведущие российские режиссеры, преуспевшие в комедийном жанре, накануне Нового года решили поделиться своим рецептом, из чего же складывается хорошая комедия. Среди них Дмитрий Дьяченко, снявший хиты «Квартета И» и киносериал «Последний богатырь»; Клим Шипенко, режиссер «Холопа» — самого кассового фильма отечественного проката; Алексей Нужный — автор успешных лент «Обратная связь» и «Я худею»; Сарик Андреасян, чьи комедийные картины хоть и вызывают споры, но кассу неизменно собирают.

Ясно, что абсолютного рецепта «как снять хорошую комедию» нет и не будет: неслучайно в советские времена на фильмы этого жанра выделялось пленки в четыре раза больше, чем, скажем, на драму. Народная артистка России кинорежиссер Алла Сурикова, с легкой руки которой на экранах появился «Человек с бульвара Капуцинов», объясняет это так: «Бывает, смотришь отснятое тобой в черновой сборке и сползаешь со стула от хохота. А потом чуть-чуть «причешешь, да пригладишь» материал — там подрежешь, здесь переозвучишь — и юмор улетучивается».

Опытный комедиограф Дмитрий Дьяченко имеет свой взгляд на вопрос. Режиссер долго сотрудничал с «Квартетом И»: поставил пять фильмов с их участием, в том числе такие хиты, как «День радио» и «О чем говорят мужчины». Дьяченко — автор сериала «Кухня» и полного метра «Кухня в Париже», ставшего продолжением третьего сезона, двух фильмов франшизы «СуперБобровы» и, наконец, фильма «Последний богатырь», собравшего в прокате 1,6 млрд рублей. До выхода спортивной драмы «Движение вверх» Антона Мегердичева он оставался самым кассовым фильмом за всю историю отечественного проката. Премьера сиквела «Последний богатырь: Корень зла», кстати, запланирована на 1 января 2021 года.

Кадр из фильма «СуперБобровы»

— Важно создать правильную атмосферу на площадке, — размышляет режиссер Дмитрий Дьяченко, — Мне кажется, на площадке должен быть всегда позитив. Это первое правило, и оно сильно отличает меня от других режиссеров. Потому что я знаю: когда проникают ноты негатива на площадке, это отображается на экране. Поэтому мы всегда стараемся решать все вопросы полюбовно, не без искр и психологических тумаков, но полюбовно. Кроме того, существует такое выражение quantum satis — «мера превыше всего». Нужно соблюдать везде эту меру. В ярких шутках и унылых шутках, в драме и вне драмы. Вот это quantum satis должно сохраняться и в игре, и в графике, и в музыке. Кроме того, очень часто создатели хотят пойти по тем рельсам, по которым они уже ходили, и не ступать в неизведанное. Но невозможно сделать прорыв, когда ты не вступаешь в неизведанное. Я очень люблю всякие экстремальные штуки. Не то чтобы я такой суперэкстремал, но люблю пойти туда, не знаю куда, и в этой сказке что-то найти. Для меня очень важно с шашкой бросаться на те вещи, про которые говорят: «Да ладно, это не получится». Но достаешь шашку, говоришь «я верю!» и поскакал. И во втором, и в третьем фильме много таких вещей. Как это сделать? Никто не знает как! Но всей группой поскакали, побежали и сделали.

Для коллеги Дмитрия Дьяченко режиссера Клима Шипенко 2020-й год стал годом прорыва в профессиональном плане. Его «Холоп» собрал в прокате рекордные три млрд рублей, став самой кассовой лентой в истории российского проката. История о московском мажоре, которого отец-богач «отправляет» на перевоспитание в Россию XIX века, покорила зрителей сюжетом, актерскими работами и юмором.

Кадр из фильма «Холоп»

 — Современная комедия, — считает Клим Шипенко, — должна избегать туалетного юмора. Зритель уже перерос этот юмор. У самых успешных комедий совсем другое качество юмора. Все это ощутили. Comedy Club, кстати, это тоже ощутил. Многие комедии пишутся выходцами из Comedy, но когда Comedy Club начинал, у него тоже был пошлый, туалетный юмор. А потом они сами выросли из этого и апгрейдили уровень своего юмора. И вот этот юмор уже можно переносить на большой экран. Кроме того, комедия должна быть не просто комедией. Она должна быть много чем еще. То, что там удачные шутки, этого мало.

Сарик Андреасян чаще всего работает именно в комедийном жанре, и его труды окупаются в прокате. Фильм «Гудбай, Америка» заработал около 85 млн рублей в сегодняшних непростых эпидемиологических условиях. О качестве его проектов спорят, но режиссерам-новичкам очевидно одно: у Сарика Андреасяна как маркетолога от кинематографа есть чему поучиться.

Кадр из фильм «Гудбай, Америка!»

— Раньше некоторые фильмы — как, например, «Наша Russia» или «Самый лучший фильм» — строились исключительно на скетчах, — говорит режиссер. — Это было и в проектах «6 кадров», «Одна за всех» и других. Люди брали 40 фрагментов, объединяли их очень условным сюжетом и просто «кидали» очень много шуток. Эдакий стендап современный. Но это не воспринимается в кино. Ты посмеялся над первой сценой, второй, третьей, но в целом ты выходишь с ощущением, что не получил полноценный продукт. Даже если тебе местами и было смешно. Я много езжу на кинорынки. Когда выходили ребята с «Самым лучшим фильмом» и показывали один фрагмент, люди хохотали, были овации в зале. Но когда полный метр выходил в кинотеатрах, люди разочаровывались. Потому что кусочками это смешно, а в целом — это не совсем кино.

Важно создать целостный продукт и сочинить историю, которая будет понятна зрителям в твоей стране. Я называю это «ментальный код». И «Холоп», и «Богатырь», и «Гудбай, Америка», и «Горько!» резонируют с людьми, живущими в твоей стране. Все, что выстреливает, вы можете примерить на себя. Комедия создана, чтобы быть локальной. В этом вся сила. Почему во Франции раз-два в год находится комедия, которая вдруг зарабатывает 200 млн долларов? Про алжирца и коренного француза, к примеру? Это потому что тоже «ментальный код». Все это время эти люди пытаются как-то найти друг с другом общий язык.

Кроме того, все комедии кассовые — это комедии, у которых все-таки интересный движок сюжета. Человек переместился в прошлое — это «высокая концепция». Это концепция прикольная уже на уровне трейлера. За десять секунд я рассказываю, о чем фильм. Должна быть концепция понятная и, пусть условно, но свежая.

Ну, и наконец, у вас может быть коммерческий продукт без звезд, если вы делаете фантастику или что-то другое, но в комедии нужны звезды. В комедию с Нагиевым аудитория будет верить, потому что есть определенные стереотипы.

А вот режиссер Алексей Нужный считает, что «хорошая комедия» не всегда равно «успешная комедия». Фильм, не сорвавший джекпот в кинотеатральном прокате, зрители могут купить на онлайн-платформах или посмотреть по телевизору. Например, вспоминает Нужный, фильмы Романа Каримова в прокате никогда не собирали больших денег, но зритель активно смотрит их дома.

Картина «Я худею», стартовавшая на больших экранах 8 марта 2018 года, собрала 633 млн рублей и заслужило пятое место в списке самых кассовых российских фильмов года.

Вышедшая в 2019-м в День святого Валентина «Громкая связь» с участием «Квартета И» заработала 524 млн рублей и, таким образом, тоже замкнула пятерку лидеров проката по итогам года. При этом эти фильмы продолжают покупать, смотреть и обсуждать в интернете. У картины «Я худею» рейтинг на «Кинопоиске» составляет 6,890, у «Громкой связи» — 6,845. В декабре, кстати, выходит продолжение «Громкой связи» — «Обратная связь». Если в первой части действие происходило в загородном доме летом, то во второй герои — три пары и их друг — будут разгадывать тайны друг друга под Новый год.

— Как сделать так, чтобы поведение человека было комедийным? — размышляет Алексей Нужный, — надо погрузить его в комедийную ситуацию — это когда все внешние обстоятельства работают на то, чтобы человек вел себя необычно. Но это — внешние обстоятельства. Есть внутренние обстоятельства. Характер человека так проявляется, что он ведет себя комедийно. У американцев это называется comic perspective или комическая перспектива: когда главный герой стремится быть не собой. Например, «ботаник» считает, что он самый сексуальный мужчина в мире. Вот я сижу [сейчас] в очках, представим, что я «ботаник». Я веду себя как самый сексуальный мужчина в мире, хожу и раздаю всем советы, как познакомиться с женщиной. И если это сделать не гротескно, очень утонченно с точки зрения актерского поведения, режиссуры, наполнения в кадре, это не будет выглядеть карикатурно или как КВН и «Камеди Клаб». Это будет естественное поведение: мы увидим жизнь в кадре.

Если мы говорим о коммерческом кино, то что важно для режиссера? Мне думается, что те, кто говорит, мол, я делаю кино для себя и мне не важен зритель, лукавят. Потому что на самом деле зритель важен. Профессия «режиссер» с большим эго и гордыней. Эго и гордыня — это маленькие гномы внутри режиссера, которые радуются, когда зритель им аплодирует или говорит, что ему понравился фильм. А если режиссер закрылся в комнате и ему не важен зритель, то это все от его собственных страхов, страхов смерти. Там, наверное, ему и нужно сидеть.

— Очень важно не бояться трудностей — «копить» стресс. И помнить, что дальше будет проще. С каждым своим фильмом или с каждой своей работой я коплю стрессы. С каждым стрессом я становлюсь все лучше и лучше. Это накопление большого количества стрессовых моментов, которые меня укрепляют. Та задача, которую я решал в 2017 году, мне казалась какой-то непреодолимой, а сегодня она пролетела мимо меня, и я даже не обернулся. Это важно помнить режиссеру: если что-то не получилось, что-то кажется сложным, просто говорить себе, что через три года, уверен, я просто посмеюсь над этим.

Ну и наконец режиссер должен заниматься исследованием человека. Понимать, как устроен человек, чем он наполнен сегодня и чем он будет наполнен завтра, чего ему не хватает и чего не хватает конкретно тебе как автору и, может, об этом недостатке и поговорить. Или ты что-то преодолел в себе, поговорить об этом преодолении. Или у тебя есть гигантский незакрытый гештальт, и тебе нужно его закрыть: этим фильмом ты закрываешь гештальт и понимаешь, что, оказывается, это гештальт всего народа. И этот фильм становится народным фильмом №1 и еще 20 лет живет вместе с нами.
Фильмы режиссеров можно всегда увидеть на цифровом телеканале «Комедия», принимавшем участие в опросе.

Елена Булова.

На снимке: кадр из фильма «Обратная связь».

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x