ВЛАСТЬ И ДИКТАТУРА МАССОВОГО СОЗНАНИЯ

Государственная Дума России собралась на свое первое заседание 27 апреля 1906 года в Таврическом Дворце Санкт-Петербурга. Новый орган был шумным и быстро обрел популярность. Граждане могли посетить парламентский спектакль по специальным билетам бесплатно. Вместе с популярностью Думы развивалась и новая форма журналистики – парламентская, такая же ядовитая, как и сам законотворческий орган.

Усеянный сарказмом недолгий путь дореволюционной Государственной Думы — всего десяток лет — по сути был возвышенно-трагическим. В общем, обычная для России история: лучшие представители народа в его версии бурно решали судьбу страны, а когда, наконец, наступил решающий момент истории, сделать выбор было некому – решалку разогнали.

Судьба страны решилась в борьбе случайных сил, включая услужливую помощь извне. То, что до этого казалось началом, осталось в истории России вершиной отечественного парламентаризма. Беспощадные споры Таврического дворца оказались легкой разминкой в преддверии последующих событий.

Спустя сто лет, солнечным утром 27 апреля 2006 года в Таврическом дворце собрался, по образному выражению Алексея Митрофанова, «слет выпускников Российской Империи». Война на Южном Кавказе и переворот в Киеве были еще впереди. Но уже был опыт уничтожения Югославии с бомбами в телецентр и китайское посольство.

Прошло еще пятнадцать лет. В Таврическом дворце собрался достаточно новый орган, очередное изобретение в развитии парламентаризма – Совет Законодателей. Россия выучила исторические уроки, и благодаря этому череда революций все последние тридцать лет идет практически бескровно, с минимизированными жертвами.

Совет Законодателей состоит из палат Федерального Собрания и парламентов всех регионов. То есть объединяет основной объем из определенных Конституцией семи сотен субъектов законодательной инициативы. Такова правовая структура постсоветской России — инициативу может огласить кто угодно, из любого места, начиная с корреспондента латвийской «Meduza» до конгрессмена США. Обязательной новация может стать только в результате конституционной процедуры принятия закона, и  в итоге за нее несет ответственность парламент.

Он же несет ответственность по обвинениям из тех же источников в отсутствии необходимого закона. Кто ошибется, кто угадает? Динамика массового сознания неуклонно ускоряется. Очередной «Час X» назначен на сентябрь и формально отмечен выборами восьмого созыва Думы.

Совет Законодателей 27 апреля 2021 года стал историческим. Он прошел без эксцессов, но с запланированными экспромтами. В обобщенном формате воплощен метод депутата Андрея Макарова, применяемый им в роли главы комитета по бюджету и налогам на площадке Гайдаровского форума. Форум был придуман для поучения России, как правильно жить по стандартам Запада, и превратился в инструмент обобщения печального западного опыта для выработки собственных решений.

Макаров собирал всех, от кого зависит исполнение принятых законов, и заручался согласием разделить ответственность за результат. Высшее достижение парламентаризма – замена круговой поруки на моральную ответственность. Не зря депутат с образным креативным мышлением часто вспоминает ключевой эпизод романа «Бесы» Достоевского.

Что получится, неясно, но усилия приложены мощные. Все когда-то бывает впервые, и такого представительства на Совете Законодателей еще не было. Он шел в Таврическом дворце два дня. Накануне провели разминку в традиционном для Совета Законодателей усеченном формате Президиума под ведением зампредов СФ Андрея Яцкина и ГД Ирины Яровой. Прокурор с Камчатки Яровая действует жестко и маневра исполнительной власти не оставляет. В развитие инструмента Макарова Яровая привлекает к ответственной поруке не министров – заложников ситуации в собственном окружении, а тех из недр министерств, кто несет миссию-поручение тормозить развитие страны по конкретным направлениям.

Это еще одно достижение отечественного парламентаризма.

27 апреля обсудили два вопроса. О ходе второго вопроса «Пандемия: вызовы и решения» я рассказал отдельно. Основным же стал первый – о реализации положений Послания президента, озвученных Владимиром Путиным 21 апреля.

Для ускорения процесса принятия необходимых решений парламентскую телегу поставили вперед конституционной лошади и придали ей хорошего пинка. В парламентских выражениях – рассылку по регионам произвели накануне в ночь и уже собрали предложения. Первым определился Госсовет Татарстана. Валентина Матвиенко представила претензии правительству из Татарстана как поучительный пример другим заксобраниям. Вот так надо работать с правительством.

Матвиенко подчеркнула, что Татарстан уже все подсчитал, там  сильная команда. Должна быть общая схема, и правительство должно обеспечить одинаковое отношение к регионам. А Татарстан — молодец.

За правительство отвечал зампред Кабмина — руководитель Аппарата правительства Дмитрий Григоренко. Он обещал возможность взаимодействия с правительством в любой форме, начиная с телефонного звонка, хотя такая форма не фиксируется и оставляет возможность для безответственности.

Вторую претензию к правительству из числа лидирующих по важности выдвинул председатель думского комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин на примере отношения к программе комплексного развития сельских территорий. Финансирование было произвольно сокращено в пять раз. После такого успеха решили не исполнять и другие решения, включая сельскую ипотеку.

С основным докладом выступил зампред ГД Александр Жуков. Он представил проект плана реализации Послания президента.

Отправной точкой назначен отчет  правительства в Госдуме 12 мая.

Жуков отметил, что до конца весенней сессии Государственной Думе нужно принять большое количество важнейших законов, которые непосредственно вытекают из послания.

Далее по пунктам.

  1. Социальная политика: адресная поддержка малоимущих семей, одиноких родителей и детей, введение принципов «социального казначейства».
    Уже внесены поправки к закону, который принят в первом чтении и в ближайшее время будет рассматриваться во втором чтении – это закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Эти поправки предусматривают введение с 1 июля выплаты неполным семьям с детьми в возрасте от 8 до 18 лет в размере 5650 рублей в среднем по стране и ежемесячное пособие беременным женщинам — 6350 рублей, а с 1 сентября — увеличение оплаты листов временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет в размере 100% среднего заработка. Также потребуют финансирования единовременные выплаты по 10 тысяч рублей на всех школьников и всех первоклашек, новые доплаты по 5 тысяч для кураторов учебных групп техникумов и колледжей.
  2. Здравоохранение. Поставлена задача по расширению программы диспансеризации и профессиональных осмотров и обеспечению максимального охвата населения, выстраиванию здравоохранения на новой технологической базе. Предстоит  уже в весеннюю сессию рассмотреть внесение изменений в федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», изменения в федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и еще ряд законов, где будет обсуждаться вопрос пандемии.
  3. Экология. На рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект «Об ограничении выбросов парниковых газов», который касается аспектов изменений климата. Он также должен быть принят в весенней сессии. Помимо этого, потребуется внесение изменений в закон, который устанавливает финансовую ответственность собственников предприятий за ликвидацию накопленного вреда и, соответственно, поправки в Бюджетный кодекс, для того, чтобы «окрасить» экологические платежи — целевым образом направить их на ликвидацию накопленного вреда и оздоровление окружающей среды. Это также законы, которые надо принять в первую очередь.
  4. Инвестиционная деятельность. Необходимо  внести изменения в закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» в целях статистического учета инвестиционной деятельности групп предприятий», а также в закон «О валютном регулировании и валютном контроле.
  5. Бюджетная обеспеченность регионов. В первую очередь речь идет о кредитах. Это вопросы по замещению коммерческого долга субъектов Федерации, превышающего 25 процентов их собственных доходов бюджетными кредитами со сроком погашения до 2029 года и реструктуризация кредитов, которые были предоставлены регионам в прошлом году для реализации мер, связанных с противодействием эпидемии, и пролонгации их также до 2029 года.
    Все это нужно будет решать в рамках поправок к законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году.
  6. Инфраструктура в регионах. Нужно принять ряд законопроектов, в том числе, законопроект «О внесении изменений в закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части внедрения системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов.
  7. Доступность жилья. Госдума также намерена рассмотреть законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования порядка предоставления технических условий, необходимых для осуществления архитектурно-строительного проектирования».

Инициатива  о бесплатной  подводке газа до границы земельного участка в населенном пункте реализуется в законодательном аспекте законопроектом «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации». Жуков обещал его принять в ближайшее время.

Разумеется, за два месяца до конца созыва Думы реализовать все положения послания невозможно, и работа будет продолжена в следующем созыве. По словам Жукова, в первую очередь, — при рассмотрении проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

«Это вопросы возмещения расходов инвесторов на строительство, модернизацию или реконструкцию объектов производственной инфраструктуры, необходимых для осуществления инвестиционных проектов и предоставление субъектам Федерации нового инструмента инфраструктурных бюджетных кредитов по ставке не более 3% годовых и сроком погашения 15 лет. А также вопросы помощи бизнесу, приобретения новых «скорых» в сельскую местность, капитальный ремонт и техническое оснащение наших педагогических вузов, обновление в том числе домов культуры, библиотек, музеев в сельской местности», — пояснил Жуков.

Он попросил проработать эти вопросы, не уходя на майские праздники.

— Мы об этом договорились с правительством, профильными министерствами. После 12 мая договоримся о проведении заседания совместно со статс-секретарями министерств и ведомств с тем, чтобы окончательно договориться о конкретных сроках реализации послания по каждому законопроекту, — сообщил Жуков.

Вишенкой на торте для Совета Законодателей стало личное обращение Владимира Путина. Он поздравил присутствующих с Днем российского парламентаризма. Напомнил, что именно здесь 115 лет назад состоялось первое заседание Государственной Думы.

Отношения Путина с Думой кардинально отличаются от таковых императора Романова – тот был не склонен понимать, что вообще тут происходило и воспринимал депутатов как нечто чуждое. В обществе нарастало чувство враждебности к единоличной власти. Депутаты выражали состояние общества, а когда оно накалилось до фазового перехода в системе, сами стали лишними.

Владимир Путин совершенно оправданно рассчитывает на совместную работу и глубокую экспертную проработку. Необходимо увязать планы Федерального Собрания и региональных парламентов. Определить места реализации крупных инфраструктурных проектов под кредиты на 15 лет по ставке не более чем 3%.

Предстоит реализовать поэтапную поддержку российских семей. Президент обратился с просьбой осуществлять парламентский мониторинг и немедленно реагировать, если человек сталкивается со сложностями.

Исходя из того, что многие из участников Совета Законодателей намерены баллотироваться, Путин призвал в предвыборной борьбе уважать всех своих оппонентов. Избегать пустословия и ничем не оправданного популизма.

— Забываем практику 90-х годов, когда  обещали все, что ни попадя. До сих пор расхлебать не можем. Нельзя обманывать людей, — заявил Владимир Путин.

Президент также выразил надежду, что граждане России смогут сделать свой выбор на сентябрьском голосовании без услужливых подсказок извне.

Таким образом, нынешний популизм отличается от разгула демократии 90-х своей выверенностью. Сейчас тоже есть немало людей, для которых поддержка в шесть-десять тысяч может оказаться решающей. Деньги на это были зарезервированы до того, как Владимир Путин выступил с инициативой их распределения.

Исторический момент – кубышка распечатана и служит для стартового мотива вывода страны из-под жестокого внешнего давления. Дальнейшее во многом зависит от того, кому мы больше поверим. У того и будут решающие возможности.

Отношение населения к власти характеризуется двумя перекосами – вера во всесилие управления парадоксально сочетается с полным отсутствием адекватного представления, как власть работает. Чем больше я за этим наблюдаю, тем меньше желание не только вмешиваться с собственными идеями, но и просто о чем-то просить. Все возможное реализуется без меня, возможности минимальны, и их надо просчитывать наперед с учетом непредсказуемых системных последствий.

Революции идут чередой, и каждая приносит ротацию кадров. Новые редко приходят с чувством ответственности, для его выработки нужна карьерная лестница, но и она обычно рушится первой.

В России странным образом работает преемственность. Благодаря этому мы грядущие перемены можем пройти с минимизацией жертв и максимальными перспективами. Оптимизация указанного соотношения является сутью любой биотехнологии. Чем больше перенесено на технологии, тем вероятнее достижение декларируемой цели.

Надоело повторять, но придется: высшим диктатором является массовое сознание, и в конечном счете нам будет дано по нашей вере. Президент, депутаты, системная оппозиция и еще более системные анархисты – набор производных от нашего массового сознания.

Очень грубо говоря, русской интеллигенции с ее агрессивной тоской и имманентным антипатриотизмом надо бы прекратить использование чужого зеркала в качестве своего окна в мир. Там отражаемся не мы и вообще не путь в светлое будущее.

Лев МОСКОВКИН.

Фото: duma.gov.ru

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x