25 Сентября 2021г., Суббота
  • $ 73.0
  • 85.7
Главная» Культура» Живые картины мастеров лаковой миниатюры

Живые картины мастеров лаковой миниатюры

Михаил Ковалев/ автор статьи

Слава русских мастеров традиционных художественных промыслов давно перешагнула границы России. Палех, Федоскино, Мстера – эти известные центры старинного ремесла всегда на слуху у ценителей искусства лаковой миниатюры. Мчащиеся по зимним просторам тройки, русские богатыри и красны девицы, удивительные пейзажи, знакомы каждому человеку. В 15 километрах от Москвы по Дмитровскому направлению находится древнее село Федоскино, знаменитое своим промыслом лаковой миниатюрной живописи.

Люди издревле селились в этих живописных местах. В окрестностях сел Данилково и Федоскино, на холмистых берегах очаровательной извилистой речки Учи сохранились славянские курганы X — XI веков. Именно здесь, в тихом селении берет свое начало история русской народной лаковой миниатюры в России. Федоскинская лаковая миниатюра на шкатулках –промысел не такой уж древний, ему всего около 200 лет.

В 1780-е годы Данилково и Федоскино перешли в собственность к купцу 1-й гильдии Петру Ивановичу Коробову.  Потомственный московский купец Пётр Коробов был человек разносторонний, в частности производил «голландское» мыло, упаковывая его в лакированные картонные коробочки из папье-маше, т.е. из размельченной, размоченной и спресованной бумаги (про пластмассу ещё тогда не знали естественно).  В  1795 году в небольшом селе Данилково Мытищинского уезда он основал маленькую фабрику для производства из папье-маше лаковых козырьков для киверов и фуражек русской армии, и там же начал производство недорогих лакированных табакерок, которые вошли тогда в моду.

Далее Коробов для красоты начал на табакерки наклеивать картинки.  Продвинутый, как сейчас говорят, купец,  пригласил из немецкого города Брауншвейга немецких специалистов со знаменитой лаковой фабрики Штобвассера, дабы научили они наших мастерству. Сначала производили только круглые коробочки, затем производство расширилось, и  подмосковные мастера стали выпускать всевозможные шкатулки, портсигары, коробки для рукоделия и ещё массу всего полезного в быту и хозяйстве. Но художников тогда ещё не было. На изделие  по-прежнему наклеивалась готовая картинка.

В 1810 году Коробов отдал фабрику в приданое дочери, и  дело перешло к его зятю, Петру Васильевичу Лукутину, обладавшему  прекрасным художественным вкусом и замечательной предприимчивостью. Именно он наладил массовое производство шкатулок и ларцов из папье-маше, которые украшали изящные миниатюры. При Лукутиных искусство миниатюрной живописи достигло расцвета. Петр Васильевич перенес мануфактуру из старого села Данилково на противоположный берег речки  Учи, в село Федоскино, и построил для неё новое здание, а также пригласил из Москвы талантливых мастеров-живописцев. Тесть нарадоваться на зятя не мог, а местная печать наперебой сообщала, что: «Бумажные табакерки московского купца Лукутина ни в чем не уступают брауншвейгским, а ценою гораздо сходнее оных. Трудно поверить, что дюжина их с изрядной живописью продается по 4 рубля».

В 1828 году, после участия во Всероссийской промышленной кустарной выставке в Москве, федоскинской фабрике вручили золотую медаль и пожаловали право ставить на изделия клеймо (герб Российской империи – двуглавого орла), «за отличную отделку бумажных изделий с лаковой живописью и без оной…». Мастерская стала официальным поставщиком Императорского двора.

Наивысшего развития производство достигло в 1840 — 1860 годы. Продукция этого периода отличается большим разнообразием форм и высочайшим уровнем живописи. Ассортимент достигал 120 наименований: табакерки, подносы, лоточки, всевозможные коробочки и шкатулки. Внедрялись новые приемы декоративного оформления. Изделия выпускали различной ценовой категории, от 25 копеек до 125 рублей, что давало возможность приобретения их всеми слоями населения. К фамильному производству начали подключаться  сыновья. Лаковое производство Лукутиных неоднократно отмечалось золотыми медалями всевозможных выставок, как в России, так и по всему миру. Сын Лукутина Александр все силы отдавал семейному делу,  лично делал эскизы для будущих изделий и отбирал для образцов картины и гравюры. Увы, внук Лукутина Николай, будучи известным меценатом, филантропом и коллекционером, посвящал свое время массе других дел, а Федоскинский промысел содержал не из коммерческих соображений, а в память об отце и деде. В результате в 1904 году фабрика закрылась, а мастера пошли наниматься на работу в соседнее село Жостово (промысел по производству расписных подносов).

В 1910 году  десять наиболее инициативных федоскинских живописцев создали «Артель бывших лукутинских мастеров». Им удалось не только восстановить традиции лаковой миниатюры, но и творчески развить их. Первые годы после революции были очень тяжелыми для артели, однако после 1923 года ситуация значительно улучшилась. Появились новые революционные сюжеты, продукция артели хорошо продавалась за границей. Создание артели сохранить уникальное искусство русской лаковой миниатюры.

В начале сороковых годов прошлого века  артель стала фабрикой, которая «производила искусство» на конвейерной основе. Конечно, особенностью производства всегда был ручной труд, но внедрение современных средств малой механизации позволило увеличить выпуск изделий и больше времени уделять раскрытию творческой индивидуальности живописцев. В  те годы федоскинские мастера копировали произведения русской классической живописи, хранившиеся в музеях Кремля и Третьяковской галерее, эта продукция была чрезвычайно востребована.

В трудное военное время коллекцию образцов XVIII- XIX веков пришлось тщательно упаковать и закопать в погребе. Несмотря на всеобщую мобилизацию, Сталин подписал указ, по которому работники фабрики получили бронь, чтобы продолжить работу и зарабатывать для страны необходимую валюту.

В 1960 году «Федоскинская артель живописцев» была официально переименована в «Федоскинскую фабрику лаковой живописи». В 70-е годы государство в очередной раз вспомнило про уникальный  промысел,  в Федоскино  построили 7-этажное здание новой фабрики и учебный корпус для художественной школы. В целом, 70-е годы стали очень плодотворными для Федоскинского художественного промысла лаковой миниатюры. Были организованы творческие группы, которые искали новые пути развития миниатюрной живописи. Мастера  отказались от копирования картин и обратились к созданию собственных композиций: сельский пейзаж, жизнь в деревне, портреты известных людей,  сюжеты сказок и былин, исторические сценки, архитектура, героизм народа в военные годы, космос и др.  В  старинном двухэтажном доме Лукутиных  в 2014 году открылся Московский областной музей народных художественных промыслов. Здесь представлены мемориальные предметы и собрана самая большая в России коллекция Федоскинской лаковой миниатюры. В музее проводятся экскурсии и мастер-классы для школьников, что дает возможность воспитать новое поколение, которое будет понимать, любить и ценить нелегкий труд народных русских мастеров.

— Гости посещают цеха старинной фабрики и своими глазами видят все этапы изготовления шкатулок из папье-маше по технологии двухсотлетней давности – процесс очень сложный и кропотливый, — рассказал генеральный директор АО «Федоскинская фабрика миниатюрной живописи» Алексей Аверьянов. — Но самое интересное ждет в цехе художественной росписи, Именно здесь все изделия фабрики приобретают свой законченный вид – уникальный и неповторимый. Сейчас федоскинская фабрика может предложить ценителям и коллекционерам помимо традиционных предметов, богатейший новый ассортимент — панно, медальоны, браслеты и броши, пудреницы, игольницы, пасхальные яйца.

Над изготовлением каждой шкатулки работает целый коллектив. На столе у мастера лежат рулоны чистого коричневого древесного картона. Это основа для папье-маше, из которого выполняется корпус шкатулки. Над картоном предстоит тщательно поработать: проклеить в несколько слоёв, положить под пресс, а затем навить на специальную форму-болванку. Навивают в несколько слоёв – всё зависит от нужной толщины стенок. Результат – хрупкое подобие будущей шкатулки. Получившуюся коробочку опускают в горячее льняное масло и тщательно проваривают, чтобы картон хорошо пропитался, а  затем отправляют в печку на просушку при высокой температуре. Получившееся папье-маше обладает качествами настоящей древесины – его можно резать, пилить или даже обрабатывать на токарном станке.

Затем высохшую при комнатной температуре заготовку тщательно шлифуют. Если нужно по замыслу — укрепляют шарниры крышки, и затем снаружи покрывают несколько раз чёрным блестящим лаком, а изнутри — ярко-красной киноварью. Дальше шкатулка-полуфабрикат попадает к художнику. Знаменитый Сергей Сидоров, главный художник Федоскино,  показал самое интересное и волшебное – как рождается лаковый миниатюрный живописный шедевр. На заготовку напыляют грунт — алюминиевый и бронзовый порошок, сусальное золото, серебро или  растертые кусочки перламутровых океанических раковин. Благодаря напылению миниатюра светится, как бы сияет изнутри нежным светом. Федоскинцы гордятся – они используют классическое трёхслойное письмо масляными красками. Так писали только старые мастера. Что такое трёхслойный федоскинский почерк? Это объём, это глубина, это живые лица, это прописанные реснички, морщинки, румянец… Федоскинские художники-миниатюристы пишут тончайшими колонковыми кистями – нулёвками, и работают особыми прозрачными (лессировочными) красками, получая особенный эффект — через краски просвечивает грунт из серебряного или золотого порошка или перламутра. Порой, чтобы прорисовать крошечные детали, художник даже использует сильное увеличительное стекло. В общей сложности на изготовление шкатулки уходит от 4 до 6-ти месяцев, в зависимости от сложности формы и размеров изделия.

Художники в Федоскино разные:  портретисты, пейзажисты, есть даже троечники (не подумайте плохого, это мастера, специализирующиеся на изображении лошадей и русских троек).  Наблюдать за работой мастеров — одно удовольствие! Тонюсенькая кисточка, как волшебная палочка, создает удивительный рисунок. Рассматриваешь шкатулку, и буквально чувствуешь огонь от перьев сказочной Жар-птицы, слышишь поскрипывание  снега, плеск воды или  веселые песни девушек. Интересно, что для производства  шедевров используется только натуральное российское сырье:  чистый картон, крахмал, пшеничная мука высшей категории, льняное масло, эмаль, лак, скипидар, масляные краски, сусальное золото, перламутр.

Руководитель оргкомитета 10-го юбилейного Межрегионального фестиваля славянского искусства «Русское поле» Маргарита Железнова рассказала, что 7 августа мастера Федоскинской фабрики представят рекордно большое панно, расписанное всеми художниками-миниатюристами. К созданию уникального шедевра приступили еще в прошлом году, в год 225-летия промысла. Панно будет выполнено в традиционных мотивах.

В этом году из-за сложной ситуацией с коронавирусом фестиваль «Русское поле» пройдет в онлайн-формате.

Фото автора

Михаил Ковалев/ автор статьи

Выбор редакции

...
Петр Бирюков: Площадку для воркаута «Русский ниндзя» обустроят в «Парке Яуза»
Современная площадка для занятий спортом появится в создаваемом в пойме...
Смотреть далее
Московская правда