Чем тяжелее жизнь, тем меньше протеста

Росстат завершил очередное масштабное «Комплексное наблюдение условий жизни населения» за 2020 год, в опросе участвовало более 100 тысяч семей. Точная формулировка одного из главных вопросов: «Какой минимальный месячный доход необходим вашему домохозяйству, чтобы свести концы с концами, то есть оплатить все необходимые ежедневные расходы?» Итог: «средней российской семье» нужно как минимум 60 900 рублей в месяц, чтобы «свести концы с концами».

Конечно, статистику, изложенную сухим языком, надо немного прояснять. В России 146 миллионов населения и 54,6 миллиона частных домохозяйств. То есть состав средней семьи – 2,67 человека.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России в 2020 году – 12 130 рублей. Не будем приводить данные, какого МРОТа россияне «желают» – нет смысла (в данном случае) смотреть на журавля в небе.

53,7%  россиян имеют доход меньше 27 000 рублей в месяц.

34,5% – до 19 000 рублей.

20,4% – до 14 000 рублей.

И, наконец, каждый десятый россиянин имеет доход не выше 10 000 рублей в месяц.

При этом у 6% россиян «денег не хватает даже на приобретение продуктов питания», у 23% – «только на приобретение продуктов питания».

А лекарства? А транспорт? А оплата коммунальных услуг?

По данным Росстата, сумма задолженностей за услуги ЖКХ в России на 1 апреля 2021 года составляла 1,33 триллиона (!) рублей. Федеральная служба судебных приставов сообщает: за коммунальные услуги не заплатили 3,2 миллиона граждан. Здесь опять же необходимо пояснение: речь не об отдельных гражданах – о домохозяйствах. А в среднем домохозяйстве, семье – 2,67 человека. Значит, в долгах у ЖКХ живут в среднем 8,544 миллиона россиян. С нарастающей пеней.

Конечно, при таких условиях настроения в обществе должны быть не самыми радужными. Институт социальных проблем Академии наук констатировал на сентябрь 2020 года высокую «тревожность» населения: «Доминирующей тревогой массового сознания являлась «дороговизна жизни» (61%). За ней со значительным отрывом следовали «экологическая обстановка» (39%), «безработица» (34%), «повышение цен на продукты питания» (32%), «повышение тарифов на услуги ЖКХ» (31%)».

Далее: «В сентябре 2020 года 36% россиян считали, что государство выражало и защищало в первую очередь интересы «богатых». По мнению 28% граждан, государство выражало интересы «государственной бюрократии», 29% респондентов убеждены в защите государством интересов «всех граждан России», 4% – «средних слоев». Только лишь 1% россиян считали, что российское государство защищало интересы «бедных слоев». Конец цитаты.

Невеселый итог.

Но на самом деле итоги 2020 года – вполне утешительные для власти. Беспокоиться не о чем. Потому что все познается в сравнении.

Раньше, оказывается, настроения наших граждан были более радикальными. Сейчас – лучше:

«За все годы мониторинга в сентябре 2020 года зафиксировано наименьшее число россиян, готовых подписать обращение к властям, участвовать в забастовках и акциях протеста в защиту своих интересов… Менее десяти процентов респондентов… готовы подписать обращение к властям».

Да, в начале 2021 года был всплеск протестных настроений. Причем, как отмечали социологи, максимальный аж с 1998 года. В январе 43% россиян считали возможными протесты в их городе по экономическим причинам, и 45% – по политическим.

Но то был частный повод, связанный с неким «блогером», имя которого рекомендуется не употреблять.

А затем – спад. Возвращение в прежнее русло. В июне, соответственно, уже только 30% и 28%. Готовность к личному участию выражали лишь 14 – 20%.

А ведь жизнь за это время заметно ухудшилась. Цены резко выросли. В том числе на самые необходимые, традиционные для россиян продукты –  картошку, свеклу, морковь, огурцы. Ожидается подорожание хлеба. В общем, большинство смотрит в будущее с тревогой. И в то же время – с покорностью.

Снова вспомним Василия Шульгина, депутата Государственной думы в 1907 – 1917 года, ярого монархиста:

«Теория, будто бы революцию делают голодные – неправильна… Революцию делают сытые, если им два дня не дать есть. Такова была Февральская революция в Петрограде в 1917 году. Два дня не стало хлеба – и упала царская власть… Но если людям не давать два месяца есть, то они бунтовать не будут: они будут лежать при дорогах обессиленными скелетами и, протягивая руки, молить о хлебе».

Через 100 лет депутат Госдумы уже нынешней России – Владимир Жириновский – вещал с парламентской трибуны:

«Неужели вы не можете понять, что чем больше высокообразованной молодежи, и все поколение, если будет образованным, они будут свергать власть каждые десять лет?.. Надо сдерживать образование, если мы хотим стабильности».

Не знаю, изменилось ли мнение Владимира Вольфовича за прошедшие с момента его высказывания почти 10 лет, но само оно очень показательно. Значит, народ надо держать в темноте, да еще и в бедности – и  тогда не будет никаких потрясений?

Остается добавить несколько слов про Василия Шульгина. После революции 1917 года он писал: «Пулеметов – вот чего мне хотелось. Ибо я чувствовал, что только язык пулеметов доступен уличной толпе и что только он, свинец, может загнать обратно в его берлогу вырвавшегося на свободу страшного зверя… Этот зверь был… его величество русский народ».

В эмиграции взгляды Шульгина несколько изменились: «Большевики: 1) восстанавливают военное могущество России; 2) восстанавливают границы Российской державы, 3) подготовляют пришествие самодержца всероссийского».

То есть он считал, что все происходящее в России так или иначе приведет к монархии?

В 1944 году Шульгина вывезли в СССР и на 12 лет отправили в ГУЛАГ. Выйдя на свободу в 1956 году, он продолжил литературную деятельность. В книге «Письма к русским эмигрантам» (1961 год) писал, что коммунистический режим – как раз то, что необходимо русскому народу.

В октябре 1961 года Шульгин был гостем (?!) XXII съезда КПСС.

Умер он в 1976 году, два года не дожив до ста лет.

P. S. Депутат Жириновский, судя по некоторым его речам, – тоже монархист: «Слово президент – это американизм, непонятный простому русскому человеку. Это термин лучше заменить на традиционного «царя»…  Монархический режим – самый идеальный для России». В 2016 году, получив из рук президента Путина орден «За заслуги перед Отечеством» II степени, Жириновский пропел-процитировал дореволюционный гимн: «Боже, царя храни! Сильный, державный, царствуй на славу, на славу нам! Царствуй на страх врагам, царь православный! Боже, царя храни!»

Сергей Баймухаметов.

Добавить комментарий