Заседание рабочей группы фракции «Единая Россия» по стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости провел во вторник, 27 июля, в Государственной Думе зампред ГД, бывший министр сельского хозяйства Алексей Гордеев.
Предметом озабоченности единороссов стал окончательный и демонстративный выход за пределы разумного понимания цен на продукты питания из рациона бедных и нищих слоев населения. Вне контроля они давно. Цены так же свободны, как Россия с 1990-х.
В прошлом по итогу борьбы с произволом торговых сетей вылетела из Думы единоросс Надежда Школкина. С Ириной Яровой справиться сложнее, поэтому в ответ на принятые по ее инициативе законодательные меры просто сделали наоборот – подняли наценки.
Алексей Гордеев после трудоустройства в Думе пошел по стопам множества предшественников не по своей воле, но по поручению партии.
На предыдущем совещании, 19 июля, Алексей Гордеев признал, что невозможно обосновать экономически рост цен по пути от поля до прилавка магазина. Наценка по картофелю составляет 165%, по моркови – 350%, по белокочанной капусте – 215%.
Гордеев предложил правительству рекомендовать торговым сетям срочно подписать соглашение с отраслевыми союзами и ассоциациями сельхозпроизводителей под контролем соответствующих министерств по снижению торговых наценок на социально значимые продовольственные товары, прежде всего, на плодоовощную продукцию.
Гордеев также предложил установить право органов исполнительной власти в регионах контролировать исполнение указанных соглашений на местах. Предусмотреть в госпрограмме развития сельского хозяйства поддержку строительства необходимых мощностей по хранению сельхозпродукции на предприятиях малого и среднего агробизнеса.
Еще одно судьбоносное предложение Гордеева – своевременно обеспечивать привлечение трудовых мигрантов на сезонные сельскохозяйственные работы в период весенне-полевых и уборочных работ.
За последний год цены на продукты питания в мире выросли на треть и установили семилетний максимум. Такое положение дел Гордеев связывает с последствиями пандемии коронавируса и считает его общемировым вызовом.
Морковка превратилась в допинг для СМИ и депутатов даже раньше, чем фатальность случившегося осознало население. С 1980-х морочили всех рынком, вредом Госплана и Госкомцен. Оказалось – чтобы исключить собственное управление страной.
Я не знаю, делается это осознанно или на уровне коллективного бессознательного, но факт: рассуждения в прессе о морковке в составе борщевого набора порождают чувство бессилия у представителей власти и направлены на демонстрацию безысходности для населения.
Так морковка стала еще и инструментом экстремистского давления. Корнеплоду досталась прежняя политическая роль гречки, которую кроме россиян, почти никто в мире не потребляет.
Ценообразование превратилось в детектив, недоступный расследованию. Детектив разный для продуктов, стройматериалов и строительства, тарифов и цен. Принцип и цель – одинаково универсальны.
Расследование ценообразования на продукты питания первым представил защитник потребителей Петр Щелищ. Ошарашенные депутаты в итоге тяжелого законодательного труда приняли заплаточные поправки, придав новый стимул развитию ценового детектива.
Уже к концу 2020-го было ясно, что цели «остановить капитализм» акция «пандемия нового коронавируса» не достигла. Мировая экономика выжила и даже не слишком сильно пострадала. Тогда придумали повышение цен и начали с металла, а за ним подтянули массовые дешевые продукты. Ждать углеродного налога по парижскому соглашению некогда. Да и не сработает он после пандемии.
Поддержавшие идею пандемии парламентарии почувствовали себя бессильными и обманутыми. Однако делать что-то надо. Ну, хотя бы изображать деятельность.
В заседании Гордеева приняли участие представители министерств и ведомств, причастных к теме, но традиционно не было и быть не могло тех, от кого что-то зависит. Мы толком даже не знаем, кто это. В этом плане ценовая тема ничем не отличается от всех других депрессивных проектов массового поражения.
Торговые сети России такие же иностранные, как сети социальные. Для них выполнение политических обязательств перед своей глобальной крышей стоит выше коммерческих интересов в стране пребывания. К их услугам оффшоры для вывода прибыли, дорого оплаченная адвокатура и машина информационной поддержки через фабрикации и дискредитации в СМИ.
Правда, для ретейла пока не удается ввести гигантские штрафы за нарушения, как это сделали некоторые страны для глобального IT, контролирующего социальные сети. Еще раньше ввели оборотные штрафы для ресурсных ТНК, так называемых естественных монополий. На тарифном произволе это отразилось слабо и неадекватно. В итоге им подарили обратный акциз, лишь бы сдержать цены на ГСМ. Они звереют к каждой посевной кампании, усугубляя диспаритет цен на топливо и продукты.
Не может литр солярки стоить дороже литра молока, однако подобная экономическая дичь стала привычно повсеместной. Если, например, глава Банка России Эльвира Набиуллина считает, что рыба должна стоить дорого, на практике это значит, что качественной отечественной рыбы в Москве не будет. Ее сюда просто не довезут. Вагонов-рефрижераторов нет или ветеринарный сертификат недействительный, – неважно, причина найдется.
Мы подозрительно часто сталкиваемся с контаминацией стратегий паразита и хищника. Если любой вирусный паразит стремится нас убить, причина не в нем, а в нас, его нечаянных хозяевах. По опыту дикой природы это означает, что паразит внедрен в чуждую ему среду или она резко изменилась в сторону популяционного иммунодефицита.
Цены ведут себя подобно волку в загоне для овец и режут всех подряд. Застрелить этого волка нельзя, поэтому совещание в Думе прошло полусекретно. Трансляции не было. Журналистов сначала позвали, потом отказали. Кто-то информацию из Думы получил. Согласно традиционной случайности, в выигрыше оказались либеральные СМИ.
Судя по цитатам из собственной информации Думы, на риторике депутатов форс-мажор не сказался. На совещании звучало то же, что и всегда.
«В настоящий момент практически во всех субъектах РФ созданы рабочие группы для контроля цен на продукты. Они будут заниматься организацией и выполнением поставленных задач, контролировать цены на основные продукты питания. К этой работе подключился Общероссийский народный фронт, проводятся рейды на местах», – сообщил Алексей Гордеев.
«Отдельно я хотел бы обратиться к контрольно-надзорным органам, которых у нас десятки, с просьбой снизить пресс с аграрного бизнеса и мест продажи продуктов, и, наоборот, оказать фермерам помощь в реализации продукции», – сказал Алексей Гордеев.
Он отметил, что увеличение цен на ряд основных продуктов питания – одна из самых частых тем, которую люди поднимают при обсуждении народной программы «Единой России» в регионах.
«Как известно, партия взяла этот животрепещущий вопрос под свой контроль и предложила ряд мер. Например, предложено на период уборки урожая, который уже наступил, организовать поставки от производителей на рынки и ярмарки для прямой продажи населению, исключив из этой цепочки звено посредников», – сказал Гордеев.
Он напомнил, что раннее было предложено заключить соглашения между торговыми сетями, предприятиями розничной торговли и производителями, фермерами о снижении торговых наценок на социально значимые продукты.
«Это уже сделано на федеральном уровне, теперь это необходимо распространить на региональный уровень. Мы видим, что в ряде случаев торговые наценки доходят до 200% от стоимости товара производителя, что недопустимо», – сказал Гордеев.
На сегодняшний день в регионах дополнительно открыто 120 ярмарок продуктов питания.
По словам Гордеева, эта работа будет продолжаться, ее итоги будут подводить еженедельно.
Ранее президент РФ Владимир Путин поручил губернаторам организовать в регионах ярмарки, где местные фермеры смогут свободно торговать фруктами и овощами собственного производства.
Таким образом, Путин в очередной раз поручил зависимым от него высшим чиновникам то, что должен и не может сделать сам. Роль единороссов в этом процессе может оказаться ключевой. В истории Думы есть примеры решений, которые казались недостижимыми. Но это всегда были чисто тактические меры для снятия напряжения в обществе.
После стратегического решения о запуске в Россию иностранного ретейла невозможны решения на уровне действия правительства Примакова – Маслюкова для ликвидации последствий кризиса 1998 года, которые в результате привели к оздоровлению экономики.