В 8 субъектах РФ дети учатся в школах без централизованного водоснабжения, водоотведения и отопления (т.е. с печным отоплением). Об этом напомнил академик РАН, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке Геннадий Онищенко в ходе пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», посвященной приближающемуся началу нового учебного года.
Вчера на совещании двух министерств (Министерства труда и социального развития РФ и Министерства просвещения РФ), в котором принял участие президент РФ Владимир Путин, внимание было сосредоточено, в частности, на капитальном ремонте школьных зданий, но помимо капитального ремонта, по мнению Геннадия Онищенко, «нам нужно думать еще и о другом»:
«У нас еще есть школы, в которых нет воды, нет централизованного отопления. Таких школ мало, но они все-таки есть… Образовательные организации, функционирующие в условиях отсутствия централизованного водоснабжения, водоотведения и отопления (т.е. с печным отоплением), в основном, находятся в 8 субъектах РФ: это Архангельская область, Республика Калмыкия, Чеченская Республика, Республика Тыва, Республика Саха (Якутия), Забайкальский и Хабаровский края. Это происходит из-за того, что населенные пункты, в которых находятся эти образовательные учреждения, тоже не имеют централизованного водоснабжения и водоотведения. Хотя, в принципе, сейчас есть все возможности даже отдельные здания обеспечивать этими системами».
Еще одной проблемой, как отметил Геннадий Онищенко, остается организация полноценного школьного питания:
«Мы с вами уже прожили год, выполняя закон о школьном питании. По всем отчетам у нас картина благостная: сейчас около 90% детей, якобы, охвачено горячим питанием в школах. Но понимаете, когда за школьное питание выдается чашечка чая и булочка – это, конечно, не школьное питание. Потому что наши дети от 5 до 12 часов во время учебного года находятся в здании школы».
Вследствие того, что находясь в школе всё это время, дети полноценно не едят, у них, по словам Геннадия Онищенко, формируются патологические привычки в питании:
«Когда ребенок, находясь в школе в среднем 10 – 12 часов, не ест, он приходит домой и наверстывает упущенное за счет ужина, а потом ложится спать. Вследствие этого возникает проблема ожирения, а ожирение – это еще, как правило, и эндокринное расстройство, то есть, диабет. Количество таких детей, к сожалению, с 2011 года резко возрастает: причем, чем старше класс, тем больше таких детей появляется. С этим надо бороться».
Конечно, многое уже делается… Как напомнил академик, по инициативе президента РФ Владимира Путина в 2020 – 2021 годах вся начальная школа получала финансирование на питание за счет федерального бюджета: для этого было выделено 58,9 млрд рублей; на период с 2021 по 2022 годы в бюджете предусмотрено 62 – 64 млрд рублей на питание учащихся начальной школы (это около 7 миллионов детей).
По словам Геннадия Онищенко, на заседании президиума или большого Госсовета, которое должно пройти в декабре 2021 года, будет решаться вопрос, что делать со школьным питанием дальше:
«Там нужно ставить следующие вопросы: во-первых, о его расширении (чтобы кормить не только начальную школу); во-вторых, чтобы за счет выделяемых бюджетных средств мы максимально использовали отечественную продукцию; в-третьих, вопрос о том, что нужно производить отечественное оборудование для школьных пищеблоков».
Недавно, как отметил академик, выдвигалось предложение заменить школьное питание выплатами:
«Я категорически против, потому что у нас есть большая группа населения, которая живет за чертой бедности, и, если мы будем давать эти деньги как выплаты, ясно, что они до школьников не дойдут. Мамы их потратят на какие-то другие нужды. Есть у нас и неблагополучные в социальном плане семьи. Вы понимаете, куда эти деньги сразу уйдут».
Есть, по мнению Геннадия Онищенко, проблемы и с медицинским обслуживанием в школе:
«К сожалению, мы отказались от советской системы, когда в каждой крупной школе был свой медицинский работник. Сейчас эта система перешла на так называемое обслуживание по участковому принципу. В этом плане нехороший пример показала Москва. Те профилактические процедуры, та профилактическая работа, которые можно было и нужно было организовывать в школе, сегодня ушли на второй план. Хотя во всех наших школах, построенных по типовым проектам, имеются полноценные медицинские кабинеты. Но сейчас они не используются по своему назначению».
Сергей Ишков.