Ранним утром 30 июля (по другим данным, в ночь с 28 на 29 июля) 1929 года всего за 4 часа была уничтожена Иверская часовня у Красной площади – одна из самых главных московских святынь.
«Часовню звёздную — приют от зол, Где вытертый от поцелуев — пол» (строки из стихотворения Марины Цветаевой, посвященные Иверской часовне) «срыли» ударными темпами потому, что она сильно стесняла уличное движение и мешала проходу демонстрантов. О том, как это происходило, по «горячим следам» написал московский корреспондент газеты «Берлинер Тагеблат» Пауль Шеффер, который был очевидцем этого трагического события:
«В ночь на 30-е июля, в 3 часа утра к часовне Иверской Божией Матери у Красной площади в Москве подошла вдруг масса рабочих. Срытие! Несколько прохожих, извозчиков и иностранцев, случайно выглянувших из окон «Гранд-Отеля», были свидетелями, как с необычайной быстротой воздвигнуты были леса вокруг часовни и как молниеносно произошло ее срытие. К 7 часам утра все было закончено. В среду утром служащие многочисленных бюро Китай-города были поражены торчащей черной дырой на месте, где раньше была часовня. Куда же делась Чудотворная икона Божьей Матери? В начале никто в Москве об этом не знал. Распространились слухи, будто Иверская передана Святейшему Синоду, однако вскоре же они были опровергнуты. Около 4-х часов утра чиновники милиции разбудили сторожа церкви св. Николы в Хлыновом тупике на Никитской улице и передали ему икону Богородицы и всю утварь Иверской часовни». (текст репортажа Пауля Шеффера цитируется по кн. Михаила Вострышева «Москва сталинская»).
В книге Владимира Муравьева «Московские легенды» дата сноса Иверской часовни передвигается на сутки – в ночь с 28 на 29 июля. Кроме того, автор приводит еще несколько вариантов дальнейшей судьбы чудотворной иконы Иверской Божией Матери:
«Судьба главного образа Иверской Божией Матери загадочна. По утверждению одних источников, он был перенесен в Воскресенский храм в Сокольниках, где находится и поныне на левом клиросе северного придела. (…) По другим сведениям, в Воскресенский храм попала одна из икон-заместительниц (также чудотворная), а главная пропала при разрушении часовни».
Из-за своего местоположения (у входа на Красную площадь) Иверская часовня сразу начала мешать захватившему власть большевистскому правительству. Особенно остро вопрос встал после его вынужденного переезда в марте 1918 года из Петрограда в Москву. Как писал в своих воспоминаниях комендант Кремля Павел Мальков, Иверская часовня перегораживала въезд на Красную площадь:
«По обеим сторонам часовни, под сводчатыми арками, оставались лишь небольшие проходы, в каждом из которых с трудом могли разминуться две подводы. Возле Иверской постоянно толпились нищие, спекулянты, жулики, стоял неумолчный гул голосов, в воздухе висела густая брань…».
Как сообщается в книге Владимира Муравьева, к 1 мая 1918 года на стене Городской думы, выходящей на Воскресенский проезд, были водружены красная пятиконечная звезда и доска с «выразительной» марксистской надписью: «Религия есть опиум для народа»; по другую сторону от Иверской часовни, на Историческом музее, поместили деревянную резную мемориальную доску с рельефами звезды, серпа и молота и с изречением Фридриха Энгельса: «Уважение к древности есть несомненно один из признаков истинного просвещения».
В ночь на 28 апреля 1918 года Иверская часовня была ограблена, грабители пытались сорвать драгоценный оклад с чудотворной иконы, но им это не удалось. Преступников милиция не нашла.
В 1919 году в связи с закрытием Николо-Перервинского монастыря, к которому была приписана Иверская часовня, монахов, обслуживавших ее и живших в доме бывшего Губернского правления, выселили, и часовня осталась бесхозной. Образовавшаяся Община верующих при часовне заключила договор с Моссоветом и получила право использовать ее «для удовлетворения религиозных нужд».
В 1922 году Государственная комиссия по изъятию церковных ценностей изъяла из часовни все более или менее ценные богослужебные предметы: оклады, ризы, сосуды, кресты, украшенные драгоценными камнями, о чем было сообщено в газете «Правда». В том же году Воскресенский проезд был переименован в Исторический в ознаменование, как объясняли, 50-летия основания Исторического музея.
В 1924 году административный отдел Моссовета обсуждал вопрос о сносе часовни и предлагал «ликвидировать ее под видом ремонта Воскресенских ворот, так как в противном случае это вызвало бы массу толков и нежелательное брожение среди верующих». Но тогда на снос не решились, и ликвидация Иверской была отложена до более удобного времени. Потом этот же вопрос опять ставился в 1926 году, но его решение опять было отложено до лучших времен. В 1928 году в Совнаркоме вновь обсуждается вопрос сноса Воскресенских ворот и Иверской часовни «в связи с предполагаемым переустройством Красной площади» (предложение Емельяна Ярославского, члена ЦК, руководителя атеистической пропаганды). Моссовет добавил еще одну причину для сноса часовни – «сильно стесняет уличное движение» и заверил, что часовня «при условии уборки предметов культа может быть разобрана МКХ за одну ночь».
Воскресенские ворота еще в середине 1920-х годов были переданы Историческому музею и отреставрированы. Но уже в июне 1931 года Моссовет приказал дирекции музея «очистить в двухдневный срок помещения Иверских ворот ввиду назначенной на 25-е число их сломки». Ворота сносили, как было заявлено, из-за того, что они мешали проходу на Красную площадь колонн демонстрантов в дни революционных праздников. Ученые, архитекторы, деятели культуры возражали против сноса, убеждая, что уничтожение ценного памятника архитектуры нанесет урон эстетическому восприятию ансамбля древней Красной площади. На что тогдашний первый секретарь Московского горкома партии Лазарь Каганович ответил:
«А моя эстетика требует, чтобы колонны демонстрантов шести районов Москвы одновременно вливались на Красную площадь».
И судьба Воскресенских ворот была решена: в июле 1931 года их тоже снесли.
Но, как известно, всегда после времени «разбрасывать камни» приходит время их собирать… Так было и в этом случае. К осени 1995 года Воскресенские ворота и Иверская часовня были восстановлены. 26 октября 1995 года в день праздника Иверской иконы Божией Матери часовня была торжественно освящена Патриархом всея Руси Алексием II, на освящении присутствовали тогдашний премьер-министр Российской Федерации Виктор Черномырдин, мэр Москвы Юрий Лужков и другие официальные лица. В часовне был установлен новый образ Иверской иконы Божией Матери, скопированный по просьбе Патриарха всея Руси с подлинника, находящегося в Иверском монастыре на Афоне, специально для восстанавливаемой часовни. В Москву образ, как и прежний, был доставлен делегацией иноков Афонского Иверского монастыря.
Сергей Ишков.
На главном фото: Иверская часовня.
Фото из открытых источников