Елена Булова. Скандал в Театре  им. Ермоловой: насильно мил не будешь

В преддверии нового сезона Театр им. Ермоловой оказался в эпицентре громкого скандала, который разгорелся после сокращения  штата, в ходе которого из труппы были уволены восемнадцать артистов. Таким образом театр пытается «оптимизировать ресурсы». Несмотря на оптимизацию, сбор труппы новым сокращенным составом прошел в шикарном ресторане на Тверской, рядом с театром.

Одновременно неподалеку собрались артисты уволенные, не приглашенные на праздник открытия сезона, которые возмущены ситуацией и теперь активно делятся с прессой информацией о том, о чем прежде молчали. К нынешнему художественному руководителю театра Олегу Меньшикову, летом покинувшему пост директора театра (раньше он совмещал обе должности), претензий, как выясняется, накопилось немало. Со всех сторон слышатся разъяренные упреки в черствости (уволил, мол, многодетных артистов). Упреки в том, что по его вине то и дело срывались спектакли (из-за  пристрастия худрука к горячительным напиткам). Упреки в  неадекватно завышенных гонорарах самого маэстро на фоне мизерных гонораров актеров театра. А также требования немедленно проверить финансово-хозяйственную деятельности театра и поставить ситуацию на контроль Департамента культуры Москвы. Ранее артисты театра  даже написали письмо президенту страны Владимиру Путину.

66-летняя дочь легендарного Анатолия Папанова Елена — в числе тех, кому указали на дверь. «Мы узнали через третьих лиц, что нас увольняют», — рассказывает она и с болью вспоминает, что когда девять лет назад Олег Меньшиков возглавил театр, эти же  актеры встретили его с распростертыми объятиями. Но Папанову быстро, как и многих,  вывели из репертуара, она несколько лет ничего не играла.

Припомнили Меньшикову и то, как, едва вступив в должность, он снял с репертуара два десятка неплохих спектаклей, как убрал из фойе фотографии тех, кто составлял костяк ермоловского театра, как годами не давал ролей штатным артистам, зато на сцене регулярно появлялись приглашенные им звезды: Данила Козловский, Андрей Ургант, Виктор Сухоруков, Анна Ардова и даже Алла Пугачёва. (Справедливости ради надо сказать, что любой из упомянутых артистов один способен сделать кассу спектакля, чего не мог не принимать во внимание худрук театра.)

Нынешний новый директор Сергей Кузоятов, в свою очередь, уверяет, что Меньшиков «до последнего пытался отстаивать сохранение людей».  Но что, мол, экономическая ситуация диктует свое: «Уволены люди, которые на протяжении долгих лет не выходили на сцену и не появлялись на рабочем месте, но при этом продолжали получать свой оклад». В противовес артисты возмущаются, что они не выходили на сцену годами именно потому, что им этого никто и не предлагал, а меж тем они-то готовы были выходить даже в массовке. В отличие от самого Олега Меньшикова, который имел возможность блистать на сцене, но часто срывал спектакли.

Артистка Василиса Пьявко уверяет, что Меньшиков, сняв с репертуара успешные спектакли, сделал «сцену государственного театра  площадкой для своих коммерческих проектов».

Актриса Наталья Потапова требует, «чтобы Меньшикова не было в театре, чтобы его сняли с должности, чтобы отменили приказ об увольнении актеров, вернули бы им квалификации, которые были понижены противозаконно» (еще одна интересная подробность в этом деле).

Естественно, подобная ситуация не могла остаться без внимания Минкульта. Зампредседателя общественного совета при Министерстве культуры РФ Александр Швейдель заверил, что в ближайшее время будет сформирована группа общественного контроля, она и будет разбираться. На пресс-конференции чиновник сообщил следующее:

— Общественный совет не может остаться в стороне, и в самое ближайшее время мы на собрании сформируем группу общественного контроля и вынуждены будем пристально разобраться в столь непростой ситуации и помочь людям восстановить справедливость.

По его словам, в полученном от артистов  заявлении «описаны достаточно подробно те неправомерные действия, которые администрация театра применяет к действующим актерам и к актерам, которые были уволены». Швейдель добавил, что совет также хочет разобраться в том, насколько репертуарная политика театра соответствует «гармонично развивающейся личности и насколько это соответствует аспекту национальной безопасности».

— Я уверен, что мы сможем восстановить справедливость, и будем надеяться на то, что театр все-таки не будет находиться в деградирующем виде, будет восстанавливаться, спектакли будут ставиться объявленные и средства будут расходоваться по прямому назначению, — добавил он.

Но по большому счету, если абстрагироваться от эмоций уволенных артистов, которые сейчас думают, чем кормить детей и самих себя, и которых по-человечески очень жаль, в голову приходит нехитрая  мысль, что все-таки театр  —  организм очень своеобразный. В том смысле, что ну невозможно заставить режиссера работать с тем или иным артистом, если он не видит этого артиста в своем спектакле. Вот и художественный руководитель театра всегда ориентирован на достижение главной цели – повышение интереса со стороны зрителей к деятельности театра. И он всегда готов (история знает тому много примеров) терпеть непростой характер артиста, если он талантлив.

В этой связи на прошедшей по поводу ситуации в Театре им. Ермоловой пресс-конференции критик Григорий Заславский вспоминал бесконечные конфликты Юрия Завадского и Раневской, что не мешало тонкому, умному режиссеру постоянно занимать Фаину Георгиевну в репертуаре, потому что она была артисткой гениальной.

Сергей Безруков, возглавляющий другой театральный коллектив, считает, что «репертуарный театр — это семья, но вовсе не богадельня, а завод. И на заводе все должны работать». Безруков тоже столкнулся с подобной ситуацией, руководя своим коллективом. Для худрука наличие «профнепригодных артистов, да еще на бессрочных контрактах» — большая головная боль. «Другое дело, когда худрук в угоду собственным вкусам увольняет одних, берет других…» — размышляет Сергей Безруков. В то же время художественный руководитель Губернского театра признается, что и сам мечтает о создании независимой комиссии, которая определяла бы квалификацию артиста.

Как будет развиваться ситуация с Театром им. Ермоловой – увидим в ближайшее время. Пока же объявлено, что 18 — 19 сентября на основной сцене состоится премьера спектакля «Леди Макбет Мценского уезда», в котором сыграет Кристина Асмус, хорошо знакомая широкому зрителю по сериалу «Интерны».

Елена Булова.

На фото: Художественный руководитель Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой Олег Меньшиков во время традиционного сбора труппы перед началом 94-го театрального сезона в 2019 году.

Фото: Валерий Мельников / РИА «Новости»

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x