Пенсионная реформа оказалась бесплодной

Пенсионный возраст подняли, а Пенсионный фонд так и остался дефицитным, а пенсии практически не выросли.

Об этом заявил уполномоченный при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Борис Титов, открывая пресс-конференцию «Пенсионная реформа: как примирить непримиримых противников?»:

«Пенсионный возраст подняли, но ничего позитивного с точки зрения наполняемости Пенсионного фонда так и не последовало. Размеры пенсий по отношению к зарплатам у нас тоже как-то не выросли», – констатировал Борис Титов.

Более подробно о текущем «плачевном» положении дел рассказал директор Института экономики роста им. Столыпина Антон Свириденко:

«Сейчас удовлетворенность населения существующей пенсионной системой около 10%. Постоянно снижается коэффициент замещения пенсией утрачиваемого заработка (этот коэффициент показывает, сколько процентов пенсия составляет от того, что получал человек до ухода на пенсию). Уровень, рекомендуемый Международной организацией труда, – 40%. У нас в 2011 году было – 36,5%; сейчас – 30,5%. Прогноз – 29,8%. То есть пенсионеры беднеют. Рост пенсии за 10 лет – 84%, а инфляция – 112%. Получается, что на 30% пенсионеры у нас становятся беднее. Ожидаемый дефицит Пенсионного фонда в 2022 году – 38,7%; в 2024-м – 35,8%. С 2007 года дефицит Пенсионного фонда стал хроническим, и с тех пор нет никакого просвета в изменении этой тенденции. Доходность НПФов (Накопительных пенсионных фондов), которые аккумулировали «замороженные» накопления, – в среднем 1% в год. И это мы еще округлили: на самом деле там – 0,7%. Чтобы люди могли на этом хоть что-то зарабатывать, доходность должна быть намного выше».

Между тем размер «социальных взносов» бизнеса достигает 30%, из-за чего (чтобы снизить налоговую нагрузку на организации) 40% работающих получают зарплату «в конвертах». Для сравнения, в США размер социальных взносов составляет 15%, причем половину платит работодатель, а половину – сам человек; в Великобритании – 21%, из которых тоже половину платит работодатель, половину – работник.

Главной идеей проведенной пенсионной реформы, по словам Антона Свириденко, было снижение хронической дефицитности Пенсионного фонда:

«Идея была в том, чтобы люди, которые позже уходят на пенсию, активно вовлекались в рынок труда. Но ничего этого у нас не происходит. Никаких специальных программ нет, и на самом деле найти работу после 50 лет практически невозможно. Если ты в этом возрасте оказался без работы, то тебе до 65 лет остается только «тянуть», до 65 еще как-то надо дожить. Поэтому неудовлетворенность россиян существующей пенсионной системой очевидна. Кроме того, от повышения пенсионного возраста мы ничего не получили, и, более того, дефицит Пенсионного фонда продолжает расти. В прошлом году количество средств, которые «вкачало» государство в пенсионную систему, еще увеличилось по сравнению с 2019 годом. И в этом году ожидается то же самое. Это свидетельствует о том, что пенсионная система остается в разбалансированном состоянии. Реформа не решила главных задач».

Главная проблема, как пояснил Антон Свириденко, заключается в том, что один добросовестный потенциальный пенсионер обеспечивает еще 2 – 3 человек, которые эти взносы выплачивают в неполном размере:

«Так получается, что только 27 миллионов человек (36% от занятых) могут себе накопить на пенсию, а все остальные живут за их счет».

Коллектив экономистов Института экономики роста им. Столыпина разработал целый комплекс мер, которые, по их мнению, могли бы реально сбалансировать Пенсионный фонд. Среди них предлагается провести аудит расходования средств Пенсионным фондом; отказаться от балльной системы расчета пенсий; возраст выхода на пенсию предлагается сделать «скользящим», чтобы граждане сами могли определять срок выхода на пенсию в зависимости от возраста (но не менее 55 лет для мужчин и женщин) или от трудового стажа (не мене 35 лет). Кроме этого, предлагается выделить из Пенсионного фонда в Фонд старших поколений (ФСП) обязательства перед гражданами старше 1967 года рождения. ФСП должен пополняться за счет прямых государственных дотаций, отчислений граждан старше 1967 года рождения и специализированных поступлений (например, от прогрессивной системы НДФЛ). Пенсионные счета предлагается сделать собственностью гражданина, а не государства: это изменение послужит мотивацией для платежей «в белую», так как каждый гражданин сможет управлять своим счетом и передавать его по наследству.

Как предположил Борис Титов, комментируя выдвинутые предложения, наибольшую критику, скорее всего, вызовет разделение Пенсионного фонда (создание Фонда старших поколений):

«Государство должно нести свою долю ответственности. У нас государство этого как-то не хочет никогда: то всё перекидывает на регионы; регионы, в свою очередь, перекидывают ответственность на муниципалитеты. И очень любят всё перекидывать на частный сектор и на людей. Эти 2 – 3 человека, которые сейчас «висят» на работающем человеке, должны быть ответственностью государства. Поэтому мы считаем, что надо освободить пенсионную систему от той нагрузки, которая сегодня тянет ее на дно».

Однако, как напомнил экономист Евгений Гонтмахер, «пенсионная реформа – это процесс очень длительный, так что, если что-то сейчас и изменить, эффекты от этого мы будем получать лет через 15 – 20». А пока пожилым гражданам РФ лучше рассчитывать на свои накопления (если они, конечно, есть); сдачу квартир (если они, опять же, есть); подсобное хозяйство и т.п. Как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих…

Добавить комментарий