Галопирующая цифровизация угрожает правам человека

К такому выводу пришли члены Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека на основании всероссийского научного исследования, подготовленного по их инициативе Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики».

О рисках цифровизации, касающихся прав человека, на круглом столе, организованном МИА «Россия сегодня», рассказал председатель СПЧ при президенте РФ Валерий Фадеев:

«Цифровизация как любая новая мощная технология несет новые риски, и вот эти риски, касающиеся прав человека, мы должны минимизировать, а желательно устранить полностью. Например, мы все знаем, что происходит с утечкой информации: про нас уже организации (частные в первую очередь) знают больше, чем мы сами про себя. Есть право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, тайну переписки. Эти наши права нарушаются ежедневно. Право на труд: информация, которая оказывается благодаря утечкам в открытом доступе, в первую очередь, может быть использована для дискриминации на рынке, потому что те, кто нанимает сотрудников, смотрят ту информацию, которую по закону работодателю знать не положено. Возникают риски, касающиеся и прав на частную собственность: сейчас идут разговоры о том, что документы, касающиеся частной собственности, тоже надо перевести в электронный формат… А злоумышленники? Что с этим делать? Говорят, вы – архаики, вы находитесь в XIX веке, вам бумажка нужна на частную собственность… Но очевидно, что если бумажки не будет, а будут только эти данные в электронном виде, то риски возрастут. Право на образование: вчера президент сказал о том, что дистанционное образование не может вытеснить образование очное. Оно лишь дополнение к традиционному очному образованию. И те, кто с пафосом говорит о том, что теперь будет новый мир, где останется только дистанционное образование, не правы. По нашему мнению это нарушает права людей на полноценное образование. Список рисков можно продолжать, но смысл понятен».

Выступление Валерия Фадеева дополнил член СПЧ при президенте РФ Игорь Ашманов:

«Галопирующая цифровизация отличается не только высокой скоростью, сложностью и непредсказуемостью, но еще и тем, что граждан вообще не спрашивают, а оно им нужно или нет?! (…) Что касается рисков, то, на мой взгляд, одна из основных задач СПЧ здесь в том, чтобы привлечь внимание к проблеме и вызвать осознание у общества того, что происходит. Я приведу простой пример: мы все знаем, что страну захлестнула волна мошенничеств. Каким-то образом утекли персональные данные в огромном количестве. Поскольку мошенник звонит и называет имя и отчество, это значит, что утекли данные компаний связи. Так, мошенники, которые представляются следователями, говорят, что у вас есть кредит, вы его не обслуживаете, и я должен возбудить уголовное дело. При этом откуда-то мошенники знают номер кредитного договора, сам факт того, что проценты по кредиту не платятся. Эти данные могли утечь только из банков. Страну захлестнула волна таких звонков. Казалось бы, общество должно было бы ужаснуться, сказать, что если мы (государство, органы безопасности, сами эти операторы мобильных данных) находимся намного шагов позади мошенников, может быть надо остановиться, осознать риски, может быть не нужно дальше форсировать эту цифровизацию? Но никто этого не сделал!»

Кроме того, по словам Игоря Ашманова, сейчас внезапно решили внедрять еще и биометрию:

«Биометрия отличается тем, что пароль, номер телефона и даже фамилию, имя, отчество вы можете сменить, а отпечатки пальцев, форму лица и сетчатку вы сменить не сможете. Эта информация одна на всю жизнь». Как отметил научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Сергей Ревкин: «Всегда есть риск перехода от сбора необходимого количества информации к автоматической слежке с дальнейшим принятием решений в автоматическом или полуавтоматическом режиме. (…) Отрицательные последствия цифровизации особенно хорошо видны, если обратиться к статистике правонарушений: за последние 5 лет число преступлений, совершенных с использованием цифровых технологий, в РФ увеличилось в 25 раз. При этом только в 25% случаев есть шанс, что они будут раскрыты. Пока средств, которые бы позволили бы увеличить процент раскрываемости, нет».

Между тем, как показало исследование ВШЭ, сами россияне относятся к «цифровой революции» неоднозначно: 20% опрошенных считают, что внедрение цифровых технологий несет только пользу; 44% полагают, что больше пользы, чем вреда; 15% – что больше вреда, чем пользы; 7% – что только вред.

64% респондентов, пользуясь интернетом, опасаются, что их данные могут утечь; 35% – не опасаются.

Цифровизация в некоторых странах уже привела к введению социальных рейтингов, которые присваиваются гражданам и организациям. Обладатели низких рейтингов могут получить запрет на работу в госучреждениях, отказ в соцобеспечении и т. д. А обладатели высоких рейтингов имеют льготные ставки по кредитам, им легче найти работу и т. д. На вопрос: как вы думаете, введение таких социальных рейтингов в России ухудшило бы или улучшило качество жизни, 42% ответили, что ухудшило бы; 27% – что улучшило; 31% затруднились ответить.

Так что с учетом сомневающихся практически фифти-фифти, и если наша страна окончательно превратится в цифровой «конц­лагерь», то россияне сами за него проголосуют в погоне за дешевыми кредитами, «хлебными» рабочими местами и мнимыми бытовыми удобствами.

Добавить комментарий