Такую меру предложил глава Духовного управления мусульман России Альбир Крганов, выступая в Общественной палате РФ на круглом столе «Миграционные процессы и национальная безопасность».
Поводом для проведения этого мероприятия отчасти стали участившиеся в последние месяцы в Москве случаи массовых драк с участием трудовых мигрантов из ближнего зарубежья, перечень которых был озвучен на круглом столе. 30 августа в Некрасовке произошла массовая драка мигрантов у строительной площадки (10 человек задержаны); 29 августа массовая драка была в Сокольниках; на Бауманской – 27 августа; 27 августа же в хостеле в Новой Москве подрались 20 мигрантов; 20 августа в Царицыно произошла массовая драка мигрантов на футбольном поле (34 человека задержаны); 5 августа массовая драка со стрельбой случилась в Мытищах (66 человек задержаны); 30 июля на улице Красносельской около «Ашана» подрались 20 мигрантов; 12 июля в Кузьминках в массовой драке участвовали 180 – 200 человек.
Выступая в ОП РФ, Альбир Крганов предложил свою версию этих участившихся конфликтов:
«Эти проблемы возникли потому, что рабочим снизили зарплаты, а вместо них приняли других, и они начали между собой выяснять отношения. Вопрос-то к кому? Не только к этому мигранту, который хотел свою заработную плату получить, а к тому работодателю, который себя с ними вот так ведет. (…) В законодательстве других стран есть нормы, согласно которым, если мигрант, которого пригласил работодатель, на которого он оформлен, совершил преступление (как, например, сейчас у нас в Москве), ему такие штрафы «лепят» (по несколько десятков и даже сотен тысяч долларов), и он за это отвечает. А у нас сейчас это произошло, мигрантов собрали и отправили к себе, а работодатель, который их сюда привез, остался и завтра других таких же привлечет. И никакой ответственности он за это не несет. Вот об этом бы нам тоже подумать на уровне законодательства, чтобы тот, кто приглашает, понимал, кого приглашает и нес за это прямую ответственность».
Как сообщил научный сотрудник Российского института стратегических исследований Сергей Галиев, число преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, в этом году в РФ выросло на 6%:
«Однако мы мало обращаем внимания на тот факт, что в отношении мигрантов также совершаются преступления, и здесь – очень интересная статистика: число преступлений в отношении иностранных граждан выросло за этот же период на 18%. То есть в три раза больше. Это очень опасный показатель, так как он свидетельствует о том, что социальное напряжение в обществе постепенно растет и выплескивается в массовые драки с мигрантами на улице. Возникает вопрос: что будет, если численность мигрантов внезапно увеличится, чему может способствовать кризис в Афганистане? Мы уже забыли о кондопожском погроме и о событиях на Манежной площади, а ведь все это может повториться. Повторение подобных событий может с легкостью дестабилизировать обстановку в стране, а у нас 2024 год на носу.
Если отвлечься от тенденций (от того, что быстрее растет – количество совершаемых мигрантами преступлений или преступлений в отношении них), то в абсолютных цифрах, по словам Сергея Галиева, в отношении приезжих преступления совершаются в 2,7 раза реже, чем совершаются самими мигрантами. «Общий вес» совершаемых мигрантами преступлений по Москве и Санкт-Петербургу составляет 11,9% от общего числа преступлений в этих городах, однако численность мигрантов относительно населения того же Санкт-Петербурга составляет 4,3%. Получается, что приезжими преступления совершаются в 3 раза чаще.
«Отсюда, кстати, легко можно проанализировать темпы увеличения количества преступлений, связанных с ростом численности мигрантов. Каждые дополнительные 200 тысяч мигрантов в городе будут увеличивать количество зарегистрированных преступлений примерно на 10%. Большая часть преступлений, совершаемых мигрантами, имеет экономические причины: то есть суммарно статьи разбой, грабеж и кража составляют 46% от общего количества преступлений. Вторым номером идут статьи, связанные с незаконным оборотом наркотических веществ, – 27,3%. И третий вид самых распространенных преступлений – это преступления, совершаемые на сексуальной почве, на долю которых приходится 7,9%. Обычно именно третий вид преступлений наиболее взрывоопасен с социальной точки зрения, потому что влечет за собой случаи мести, которые заканчиваются обвинительными приговорами в адрес представителей коренного населения. Вследствие этого градус недовольства среди коренного населения начинает быстро расти», – все это, по мнению Сергея Галиева, является следствием отсутствия продуманной и эффективной миграционной политики в стране (например, чтобы сократить число преступлений, совершаемых на сексуальной почве, можно было фильтровать миграционный поток по половому признаку, т. е. завозя равное число мужчин и женщин).
«Миграционная политика подразумевает регулирование миграционных потоков, а мы ничего не регулируем. Мы просто реагируем на то, кто к нам приедет, и все. Ни по какому признаку мы не можем их отфильтровать, для этого нет законов. Хотя во всех странах с развитой миграционной политикой это есть. Почему у нас этого до сих пор нет? Хотя мы входим в пятерку стран с самым большим количеством мигрантов (иногда занимаем второе или третье место в мире!), но при этом мы никак не регулируем миграционные потоки», – констатировал Сергей Галиев.
Экономическая эффективность массового завоза в РФ дешевой рабсилы (на которой наживаются только недобросовестные работодатели, о которых говорил глава Духовного управления мусульман России Альбир Крганов) тоже вызывает большие вопросы с учетом европейского опыта, который свидетельствует о том, что действительно работает только первое поколение мигрантов, а их дети и внуки уже просто сидят на пособиях и качают права…
Сергей Ишков.