Фильм «Нефутбол» действительно, не про футбол

Новый фильм Максима Свешникова «Нефутбол», вышедший на экраны 1 сентября, уникален в своем роде уже тем, что после большого перерыва в российский кинопрокат вернулось то, что можно смотреть без риска впасть в депрессивную фрустрацию. Совсем даже наоборот. В лучших традициях нового русского кино фильм «Нефутбол» несет воспитательный психотерапевтический эффект. Ну, и просто оставляет хорошее настроение.

Авторы как бы обманывают зрителя. На экране не видно потуг на всеохватную гениальность, все представленное кажется каким-то упрощенным и по-бытовому приземленным. Сценарий так построен, что каждый найдет что-то про себя. Ну, и придет к выводу, что ведь все не так уж плохо, а скорее, вовсе даже хорошо.

Этот фильм делали люди для людей. Полноценные люди для полноценных людей, попавших в непростую жизненную ситуацию.

В плане воспитания чувств жизнестойкости и адекватной самооценки «Нефутбол», думается, встанет в ряд генеральной линии нового русского кино в ряду фильмов «Я худею», «Трудности выживания», «Семь ужинов». В то же время этот фильм о спортивном преодолении продолжает линию «Чемпионы», «Легенда №17», «Движение вверх», «Лед», «Тренер».

Тут творчество откровенно построено на технологиях, эксплуатирующих достигнутое ранее. С одним явным отличием – происходит вираж в сторону массовости. Чемпионом может стать каждый, достаточно играть для себя, для удовольствия, как в детстве. Монолог тренера (Егор Корешков) в раздевалке имеет самодостаточную ценность.

Суть сюжета такова: главная героиня, Даня Белых, несмотря на противодействие окружающих, становится капитаном заводской футбольной команды. Когда команду внезапно решили ликвидировать, Даня решает собрать своих подруг детства, с которыми играла в футбол еще в школе. Ведь спасти команду может только победа. На пути Дани и ее команды — много препятствий, одно из которых — их тренер со своей убежденностью, что футбол — это не для женщин. Но, отправив на скамейку запасных неуверенность в себе, лишний вес и проблемы на личном фронте, девчонки рвутся к победе не только в спорте, но и в жизни.

Фильм «Нефутбол» можно показывать воспитанникам ДЮСШ наряду с «Чемпионами». Название кажется неудачным, но это действительно не про футбол. Это про нашу повседневную жизнь, в которой без спортивного настроя на победу не выжить.

Главную роль Дани Белых, капитана женской футбольной команды «Металлург» завода в Таганроге, играет Любовь Аксенова. Это уже заявка на успех. Состав женской заводской команды репрезентативно отражает наше повседневное бытие. Вовлекает без отторжения.

Авторы косят под дворовых дилетантов, но актерский состав — звездный, и гуманитарные технологии нового кинематографа на уровне, достижимом только в России. Свою значимость без лишнего навязывания несет каждый кадр – коза на трибуне, цех завода, бывший директор на больничной койке и новый директор на трибуне.

Дуализм тренера и капитана выражается в диалогах, вербальных и виртуальных. Да, так все чаще бывает: мысленно мы говорим больше и лучше, чем в реальности. Фильм «Нефутбол», кстати, тем еще и хорош, что воспринимается как чистая реальность.

Этот фильм — буквально пальцем в небо, как часто бывает, — отнесен к жанру комедии. Возможно, часть зрителей так его и воспринимает, но для нас это драма с драматической композицией сюжета – вступление, завязка, развитие, кульминация, спад, развязка, заключение. Увы, отсутствие объективной жанровой классификации создает искусственные преимущества депрессивному продукту с уродством на уровне эстетической категории.

Данное направление эпигенетической эволюции принесено в мир варварами два тысячелетия назад и в общем оно расширило возможности взаимопонимания. Однако тут есть и опасность подавления естественных потребностей, включая libido, с их замещением на несобственные. Аутодафе, продразверстка, зондеркоманды, современное кибермошенничество и терроризм – это все оттуда.

Речь идет не об античном катарсисе, а о постоянной депрессивной деформации массового сознания. В критике можно найти множество жанровых определений, понимаемых только в сегменте их поклонников. Фактически, каждый успешный автор успешен прежде всего за счет маркетинговых коммуникаций с собственным названием жанра. Система в целом хаотична и нового русского кино она практически не видит, при всем множестве его поклонников в России и в мире.

Для завершения хочется отметить, что место развития событий фильма «Нефутбол» — Таганрог – красивый город, и создатели фильма не про футбол по максимуму использовали возможность показать красоту русской провинции. Даже если тебе наплевать на футбол и весь мир, можно просто наслаждаться пейзажами.

Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА.

На фото: кадр из фильма «Нефутбол».

Фото с сайта Кинориум

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x