Презентация доклада «Мифы о российских выборах. Как работает российская «пятая колонна» состоялась на пресс-конференции, которая прошла в ТАСС в онлайн-формате.
Доклад представил председатель координационного совета Общественной палаты РФ по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев. Он перечислил основные из имеющих хождение в публичном информационном поле констатаций, привязанных к текущей избирательной кампании.
Григорьев не открыл Америки, она сама лезет во все дыры, которые сама же просверлила, в том числе и в наших мозгах. Традиционно в России и за рубежом предъявляется разный контент. Для Запада он более радикальный, карикатурный, так он воспринимается русским ухом. Отсюда вытекает подозрение о разнице умственного развития островной и евразийской цивилизаций.
К источникам относятся западные дипломаты, отечественные активисты НКО и ряд управляемых USAGM mainstream media. Традиционным лидером остается германская Deutsche Welle, догоняют ее британская Guardian и американская Associated Press.
Набор заготовок для текущей избирательной кампании уже тоже стал традиционным: отсутствие конкуренции, отстранение от выборов и лишение голоса миллионов людей, отказ от видеонаблюдения, подготовка к массовым фальсификациям.
Ничего из реальных проблем избирательной кампании не звучит. Сегмент аудитории, сохраняющей доверие Западу, в России сокращается. Соответственно, авторы мифов не рассчитывают на успех в России и готовят свои заключения сразу на английском. Набирается база для непризнания выборов депутатов Госдумы восьмого созыва.
Большинство из российских активистов из состава «пятой колонны» покинули страну и проводят активные встречи с западными политиками и коллегами-активистами из международных НКО аналогичного профиля. Среди них признанная в России иностранным агентом организация Transparency International и заочно осужденный Билл Браудер, куратор Алексея Навального.
В России остался представитель «Голоса» Григорий Мельконьянц. Но он тоже публикуется сначала по-английски за рубежом, тем не менее, на него оперативно ссылаются в России.
Максим Григорьев пошел по малоэффективному пути последовательного опровержения. Тем же способом Николай Данилевский опровергал Чарльза Дарвина и достиг только того успеха, что на защиту дарвинизма от русских эволюционных школ были брошены столь могучие силы, что теперь уже никто не понимает, о чем на самом деле писал Дарвин.
Исследование интерпретаций провел Юрий Чайковский. Теперь этот последний из великих эволюционистов русской школы занимается общественными процессами. Если бы на пресс-конференцию пригласили его, проку было бы больше.
Рассматривая мифы, Максим Григорьев среди прочего подчеркнул, что пофамильный список 85 лишенных пассивного избирательного права составлен из тех, кто либо не подавал документы в ЦИК, либо зарегистрирован в качестве кандидата, причем некоторые — дважды: в одномандатном округе и в составе партийного списка. В частности, подследственный учредитель НКО-иноагента Андрей Пивоваров.
О ком беспокоится «пятая колонна»? Максим Григорьев утверждал, с указанием фамилий, что это убийцы, террористы и серийный насильник.
Если Григорий Мельконьянц говорит об отстранении «Голоса» как свидетельстве подготовки к массовым фальсификациям, то на самом деле признание этого НКО иноагентом не помешало Алексею Венедиктову ввести представителей «Голоса» в общественный штаб по наблюдению.
Со своей стороны, Максим Григорьев пригласил всех граждан старше 18 лет принять участие в трехсуточном общественном наблюдении за выборами.
Отдельное внимание он посвятил антинаучному учению Сергея Шпилькина о применении нормального распределения Гаусса к итогам голосования. Шпилькин попался на распространении лжи о молодых наблюдателях. Те ответили ему с позиций юношеской непримиримости.
Максим Григорьев с той же юношеской непримиримостью далеко за пределами своего возраста заявил, что описывать выборы колоколом антинаучно. Однако Сергей Шпилькин решил, что если на гистограмме два горба — это признак фальсификации. Григорьев показал распределение голосов за Григория Явлинского на выборах президента РФ в 2018-м — там сплошные горбы. За Павла Грудинина — тоже горбы, только числом поменьше.
Весь этот научный абсурд поддерживается для Запада.
Максим Григорьев отработал свою прокремлевскую миссию-поручение и отчалил в Центризбирком делить ключи шифрования для дистанционного электронного голосования. Провел мероприятие председатель территориальной избирательной комиссии ДЭГ Илья Массух. Восемь ключей шифрования запечатали в отдельные сейф-пакеты, которые вместе с ноутбуком для процедуры поместили в стеклянный ящик. Он будет храниться в ЦИКе. Для подведения итогов все это хозяйство будет извлечено, ключи соединят и произведут извлечение голосов из недр таинственного блокчейна соблюдая тайну волеизъявления.
Станислав Лем посредством своего незабываемого персонажа описал пять полов и связанные с этим проблемы достижения любовного соединения для получения потомства. Разработчики ДЭГ пошли дальше. Насколько это необходимо, я не понимаю. Если не считать подсчет голосов подобным таинству церковных процедур.
Тем временем в ТАСС продолжалась борьба с мифами. Провокатор Сергей Шпилькин добился своего, количество публичных математиков в России резко выросло.
Профессор Санкт-Петербургского государственного университета Валерий Марачевский занимается квантовой теорией поля. Заинтересовался двугорбой Россией. Образование, даваемое в России, позволяет браться за разные задачи. В том числе применить методы математической статистики к итогам выборов.
Марачевский заявил, что ему понятны причины ошибок Шпилькина, в том числе в интерпретации голосования по Конституции. Однако, потратив много слов, профессор не смог донести свое понимание до понимания публики. Но вывод то же, что у Григорьева: результат голосования по стране в целом не описывается Гауссом.
Зампред научного совета ВЦИОМ Иосиф Дискин высказался проще. По его словам, Гаусс изобретен для идеальных газов. Россиян с муравьями уже сравнивали, с газами еще нет. Люди разные. Одни голосуют в соответствии с ценностями, другие — сердцем.
Дискин предложил направить Шпилькина в верховный суд США. На выборах Байдена получилось жесткое двугорбое распределение. Если там Шпилькин докажет свою теорию, выразим ему благодарность. Хотя и так ясно.
Член СПЧ при президенте Леонид Поляков сообразно своему гуманитарному образованию выразил недоверие применению математики к выборам. Видимо, сказалась усталость от долгих лет, проведенных в роли профессора ВШЭ.
Сообразно статусу, Леонид Поляков категорически отверг версию «пятой колонны» внутри города в кольце внешних врагов. Атаки идут с Запада, но Запад — не весь мир. В США разрешена агитация в день голосования. Когда стало ясно, что не хватает голосов, чтобы победить Трампа, начали ходить от двери к двери и притягивать результат за уши.
Леонид Поляков подчеркнул, что на выборах сказывается множество факторов. Это не идеальный газ, не желуди вокруг дуба. А «коллеги» из «Голоса» подрывают сами себя. Занимаются фальсификациями, и доверять им невозможно.
— Мы должны быть готовы трезво оценивать реальность. Не поддаваться на мифологию, – призвал Поляков.
Согласно Википедии, авторство термина «пятая колонна» приписывается испанскому генералу Эмилио Моле, командовавшему армией франкистов в ходе гражданской войны. Наступая на Мадрид, Мола передал по радио в начале октября 1936 года обращение к населению испанской столицы, в котором заявил, что помимо имеющихся в его распоряжении четырех армейских колонн, он располагает также пятой колонной в самом Мадриде. Она в решающий момент ударит с тыла.
Ситуация в Испании была сложнее из-за обильного международного вмешательства. После победы фашистов организаторы принялись заметать следы. Свидетелей тех событий практически не осталось, хотя они стали ключом Второй мировой войны и моделью последующего развития мира. Источник информации про пятую колонну, мадридский журналист газеты New-York Times Вильяма Карни считается ненадежным источником.
Что там на самом деле произошло, мы знаем из творчества участника событий Джорджа Оруэлла. Он применил схему сложного взаимодействия трех идеологий – фашизма, коммунизма и анархизма. Если принять правоту Оруэлла, придется принять и то, что Карни отвлекает от сути для сокрытия источника атак.
Тут может и не быть умысла. Многолетний эксперимент Натальи Вакуровой на студентах по трансформации описания малоизвестной картины известного художника неизменно показывает воспроизводимость ограниченного числа исходов в зависимости от типа коммуникаторов, произвольно попавших в цепь. До финала доходят одни и те же детали, несущественные для описания целого.
Со времен Испанской войны народ поумнел. Замести источники атак сложнее из-за неизбежного цифрового следа. Похоже все это на испанские события тем, как будто идеологии фашизма, анархизма и коммунизма опять вступили в последнюю битву и дальше очередной Фукуяма еще раз объявит конец истории человечества. Распределение идеологий по их носителям, заказчикам и исполнителям, боевикам и киллерам происходит по Евгению Примакову. Они сами подчас не знают, какая у них политическая ориентация в сей момент. Генеральной линией глобального мира стал хаос. Задача тем проще решается, чем менее доступна наука, математика и эволюционная генетика.
Я, конечно, не математик, и мой взгляд отличается от двух известных горбов публичной дискуссии вокруг выборов. По сравнению с многообразием треков эволюции в дикой природе, на общественном поле ничего такого другого не происходит. Только намного быстрее и, как ни странно, прозрачно для описания вопреки всем тайнам бульдожьих схваток под ковром.
Конкретно на выборах сказывается, прежде всего, пропаганда из зарубежных, федеральных, региональных и местных источников. Пропаганда адаптирована к местным традициям и условиям. Факторы пропаганды наиболее прозрачны и наименее уязвимы для преодоления. Что касается управления итогами голосования, оно на каждых выборах строится иначе.
В ходе избирательной кампании-2021 выровняли состав кандидатов по партиям. Профессионалов и специалистов заместили активистами-волонтерами. Партию Роста Бориса Титова с максимальной концентрацией специалистов, ради продвижения которых она создавалась, убрали с выборов вместе с ним самим.
Пресс-конференция Бориса Титова прошла в том же зале ТАСС непосредственно перед Григорьевым. На вопрос о выборах Титов ответил нервно и невпопад, как будто его подозревают в раздвоении личности.
Как я уже неоднократно писал, центрифугальный отбор в нескольких разных формах стал доминантой избирательной кампании-2021. Вклад остальных факторов меньше. Центрифугальный отбор характерен для кризиса и параллельно — для варваров.
Дистанционной формат взаимодействия граждан и власти позволил накопить опыт организации инсайдерского управления. Я потратил много сил на регистрацию в качестве участника ДЭГ, пролетев его на Конституции и последующей тренировке. Открытую после деления ключей очередную тренировку тоже, кажется, пролетаю, не получив приглашения. Весьма вероятно, на выборах депутатов Думы проголосовать удаленно не смогу.
Мне интересно знать, сколько таких, как я? Чем там кончилось у Жириновского? Я не фанат власти, просто считаю, что должен лично проверить то, о чем пишу для других.
Фактор инсайдеров в сети с прямым влиянием на электорат – это, в общем, новость. До сих пор косвенное влияние было более доступно идентификации. В итоге базу видеонаблюдения и ГАС «Выборы» закрыли для автоматического скачивания роботами Big Data. Обе базы практически закрыты для вмешательства, но на их основе готовили дезинформацию, которую анализирует Максим Григорьев в своем докладе.
Как и в любой системной макроэволюции, существенный вклад в ход и итог выборов вносят уникальные события с расхождением частоты и вероятности. Они дают толстохвостые распределения с серьезными последствиями, но аппарату математической статистики недоступны. Теоретически, каждый горб и каждый хвост в распределении следует аппроксимировать отдельной функцией.
Невозможно накрыть колоколом одной идеи мультипликацию множества разных процессов одновременно.
Люди склонны преувеличивать роль властного управления подобно тому, как генетики преувеличивают программную функцию генома. Источники управления носят распределенный характер и становятся видимыми в конкуренции за мишень управления. Как потребности мозга с собственными нейросетями борются, становятся в очередь и толкаются, добиваясь скорейшего своего удовлетворения вне очереди.
Так это описал нейрофизиолог Вячеслав Дубынин.
Те, кому мы в зависимости от политической ориентации и прочей личной вкусовщины приписываем власть над собой, с умным видом говорят уверенные вещи, и они будут первые, кто с вожделением фаната будет ждать объявленных в Центризбиркоме итогов.
Пока же дискуссия подсела на роль белки в колесе, тренирует мускулатуру.
Лев МОСКОВКИН.