Первый раз в первый класс… Наша семья с трепетом ждала этого момента и вот он настал, этот день! Все было торжественно, внук – великолепен в новенькой школьной форме, с букетом цветов. Начались занятия. Но жизнь-то наша сегодня непредсказуема. В классе по прошествии нескольких недель учебы объявили карантин… Причиной стала болезнь одного из одноклассников внука, у которого обнаружили COVID-19. И дети, не успев как следует адаптироваться к новым для них условиям, перешли на удаленное обучение. Вот о нем-то и хочу поделиться впечатлениями, но вначале – небольшой экскурс в прошлое…
Наверное у каждого, кто провожал первоклашек в школу, возникают ассоциации со своей учебой. Вспомнила о ней и я. В классе, где учится мой внук, 36 человек, и все, кому я об этом говорю, делают большие глаза. Так вот, в моем 1 «Б» классе более чем полвека тому назад было 45 учеников! Объяснялось это просто: послевоенный демографический скачок, перевод жизни на мирные рельсы сделал свое дело: люди начали рожать. Но тогда никто особо не придавал такому количеству детей в классе значения. И нашей учительнице – заслуженному педагогу УССР Наталье Петровне Редько (мы ведь тогда жили в большой и дружной стране) было не сложно перед 1 сентября обойти по домам всех своих учеников. Она познакомилась с каждым из нас лично, поговорила с родителями и внимательно осмотрела рабочее место будущего первоклассника, где он будет выполнять «домашку». Дала рекомендации, как правильно его организовать.
В классе она сумела создать идеальные условия для обучения, «первоклассный» народ слушал ее, затаив дыхание. Наверное, артистизм, знание предмета и безупречный внешний вид в сочетании с разумной строгостью сыграли свое дело… И тогда никто из нас, малышей, не смог и в самой дерзкой своей фантазии представить, что обучение может приобретать совсем иные формы…
Но вернемся к дню сегодняшнему. На семейном совете особого выбора, с кем будет заниматься наш первоклассник в период карантина, не было. Работу родителей никто не отменял, а моя работа позволяет планировать свой график. Так что теперь частенько тружусь по ночам.
Итак, утро начинается с онлайн-уроков, которые наша учительница проводит в Zoom. Все проходит как на обычном уроке в школе: сорок минут занятий, потом – перемена. И так два-три занятия каждый день.
В первый день дети, увидев одноклассников на экране, оживились, махали друг другу руками, переговаривались. Но учитель внука, очень похожая на мою первую учительницу Наталью Петровну, быстро навела порядок. И все это – негромким, спокойным, размеренным голосом. Мне даже на момент показалось, что я в том, далеком 1 «Б» классе…
Внук, как и все остальные дети, смотрит на экран монитора затаив дыхание, слушает учителя, который объясняет, что такое сложение…
«Сложить – это значит соединить части в одно целое», — поясняет учитель.
А в это время… появляется наш домашний любимец Рыжик. Без человеческого общения кот не может, и ему тоже надо узнать, что означает слагаемое, а что – сумма. Конечно, мы отвлекаемся. Кот позорно выдворяется из комнаты и мяучит под запертой перед его мордой дверью. Смотрю на экран. Детям наша возня пришлась по душе, все оживились.
Для меня – это первый урок онлайна. Теперь ясно: надо как можно дальше изолировать нахальное животное, благо квартира просторная.
Тем временем наступает десятиминутный перерыв. В эту паузу успеваю узнать в общем чате, какое домашнее задание по математике, и снова к экрану.
Второй урок проходит более спокойно. Кажется дети начинают привыкать к такому формату, для них это совсем не новинка. Но чтобы сосредоточить их внимание, присутствие взрослого необходимо. Возможно, привыкнув, они освоятся и начнут слушать более внимательно.
В оналайн-обучении я нашла и свои плюсы. Сейчас дети изучают письмо, старательно выводя крючки и палочки. В обычном классе учитель показывает, как нужно их выводить, на доске. Не думаю, что все видят это одинаково хорошо. На экране компьютера объяснить намного проще. Специальная программа чертит нужные знаки и каждый с близкого расстояния видит, какую линию нужно начинать писать сверху, какую снизу и т. д. С точки зрения наглядности этот метод действительно работает! Главное – внимание ученика.
Сейчас стала проще обратная связь. Это даже не связано с онлайн-форматом: общий классный чат помогает решать все возникающие вопросы, и с учителем тоже всегда есть связь. В конце каждого занятия она отвечает на вопросы – и учеников, и их родителей.
Несколько слов, наверное, следует сказать и об этикете поведения на онлайн-занятиях. В первый день мы все с интересом и некоторым смущением наблюдали за одним из пап, который появлялся рядом с сыном в домашних трусах. Появление родителей в кадре вообще нежелательно, ведь это урок для первоклассников, но если есть время и желание контроль взрослых, по моему мнению, на первых порах не помешает. Некоторые дети тоже хотели отличиться: один мальчик надел головной убор индейца, отвлекая внимание остальных ярким оперением. Да и девочка, сидящая на онлайн-уроке на фоне аватарки, представляющей крутящуюся в космосе планету, невольно привлекала взгляды и отвлекала от урока.
Конечно, первоклашки – народ еще не собранный. Поэтому заранее, перед занятием, нужно правильно организовать рабочее место, разложить учебники, тетради, карандаши…
В целом после третьего дня онлайн-обучения процесс оказался не таким уж и страшным. Общение все равно продолжается, и в сложившейся в классе моего внука ситуации это лучше, чем бездельничать во время карантина. Очень важно в это время присутствие родителей: возможно, в дальнейшем об этом обеспокоятся наши законодатели, ведь далеко не в каждой семье мама (или папа) ребенка имеет возможность не работать…
Появилась у меня своя точка зрения и на программу обучения. На мой взгляд, она должна быть простой, а не такой заумной, что даже взрослый не может вьехать сразу. Но об этом в другой раз…
Фото автора