Елена Булова. Сиквел пьесы «Три сестры» покажет зрителям другую Наташу

В МХАТе им. М. Горького грядет премьера спектакля «Розовое платье» в постановке Эдуарда Боякова. Спектакль представляет из себя сиквел чеховской пьесы «Три сестры». Сиквел, как известно, — повествование, по сюжету являющееся продолжением какого-либо произведения. В данном случае постановка станет продолжением легендарного спектакля Немировича-Данченко, действие которого происходит уже в советской России. Главную роль исполнит артистка МХАТ Ирина Линдт.

…Перед зрителями на сцене — простая русская женщина, которая прожила не свою жизнь. Но при этом женщина выстоявшая, не согнувшаяся, ни о чем не жалеющая. Редкое сочетание качеств. Где она ищет силу оставаться собой? В романтичном флере прошлого, в молодости и в непрожитой любви.

Многое в этой постановке необычно: ночное время показа, таинственная связь с самой известной чеховской пьесой и декорации легендарного спектакля Немировича-Данченко «Три сестры». Ну, и то, что имя главной героини — Наташа Прозорова, которая вспоминает свою юность и объясняется, наконец, со всем чеховским миром.

— С одной стороны, — говорит художественный руководитель МХАТ им. М. Горького режиссер Эдуард Бояков, — это современная пьеса современного автора, с другой – концептуальный тандем, который наша постановка образует вместе с реконструкцией спектакля «Три сестры» Немировича-Данченко. Наша работа над «Розовым платьем» — это продолжение работы над «Тремя сестрами». Наташа у Чехова — чудовище: она выгнала Ирину из своей комнаты, чтобы сделать там детскую, она занимается самоуправством, прибрала себе деньги, которые ее муж Андрей Прозоров получил, заложив общий дом, она изменяет мужу, она помыкает прислугой. «Шершавое животное», — вырывается из уст Андрея. Таким образом Чехов выносит своей героине приговор. Драматург Наталия Мошина, с которой мы работаем не первый сезон, сделала невероятное. Она, не нарушая ничего по отношению к пьесе «Три сестры», ничего не переделывая, не допуская постмодернистского издевательства над сюжетом и персонажами, оставаясь абсолютно тактичной, выдержав настроение и чеховскую драматургическую ткань, показала Наташу с другой стороны. В итоге мы видим драматическую и даже трагическую судьбу.

Эдуард Бояков обещает зрителям глубокое психологическое исследование человека, но вместе с тем и романтическое расширение драматургического горизонта любимой пьесы «Три сестры», истории о трех сестрах, которые вздыхали о Москве и желали знать, зачем родятся дети. Что с ними и с Наташей стало после революций и гражданской войны, в самом начале сталинской эпохи? И что на самом деле происходило тогда, в дореволюционном губернском городе, где Наташа впервые увидела Прозоровых в ложе театра? Когда в героине умерла окрыленная и влюбленная барышня в чудесном розовом платье?

Наташе в новом спектакле давно за 50. Пролетела чеховская юность, отстреляла революция, отгремела гражданская война. Наташа оказалась в советской России. Простая русская женщина, которая не смогла вписать себя в свои мечты. Но сохранившая внутренний стержень и опору на себя. И потому грусть ее светла. И нет сожалений. Она будет мыть полы в театре. И иногда с улыбкой вспоминать розовое платье с зеленым пояском, которое как девичьи грезы растаяло где-то там, за кровавым восходом новой эры.

В первой части спектакля зрителей ждет некая экскурсия в прошлое, во время которой актеры МХАТ напомнят о персонажах пьесы Чехова, угостят шампанским, а затем проводят в зал Большой сцены МХАТа им. М. Горького, в будущее.

Продолжительность постановки – полтора часа. Оценить вышесказанное можно будет уже 8 октября.

Елена Булова.