Круглый стол «Итоги выборов в Государственную Думу РФ VIII созыва: оценки и выводы» состоялся во вторник 28 сентября на площадке МИА «Россия сегодня».
В пресс-конференции приняли участие председатель Ассоциации «Национальный общественный мониторинг» (НОМ), член СПЧ Александр Брод; председатель Координационного совета при Общественной палате РФ по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев; член Общественной палаты РФ, исполнительный директор Ассоциации НОМ Алена Булгакова и замдиректора Института истории и политики, эксперт ассоциации НОМ Владимир Шаповалов.
Эксперты представили доклад, в рамках которого проанализирована кампания по выборам в Государственную Думу РФ. Доклад является завершающим в цикле единого дня голосования 2021 года. Даны рекомендации по его итогам. В частичности, Брод посоветовал ввести в федеральное законодательство некоторые нормативные документы ЦИК об организации общественных центров наблюдения. Они удобны и должны остаться.
Эксперты в публичном режиме обменялись мнениями и пришли к выводу о сходстве атак на сайты ЦИК, НОМ и карты сообщений НОМ, Общественной палаты общественного наблюдения. Техническим специалистам пришлось тяжело, но компьютерные технологии позволили сохранить работу ресурсов. Помог опыт 2018 года.
Идеологические атаки шли в основном по пяти направлениям: конкурентность, открытость и прозрачность выборов, а также электронное и трехдневное голосование.
Трансляторами атак служили СМИ, иностранные государства, надправительственные структуры и такие международные НКО, как Transparency International или Reporters without borders.
Например, организация Amnesty International представила доклад о политических репрессиях. Депутат Европарламента из Литвы Андрюс Кубилюс подготовил беспрецедентно агрессивный доклад о непризнании фальсифицированных российских выборов и нелегитимности Думы. Документ был принят 3/4 голосов ЕП накануне голосования в России. Затем Госдеп выступил с заявлением о непризнании выборов в Крыму и Севастополе. Британия повторила осуждение несвободных выборов в России.
Отмечено, что Госдеп открыто передергивание и лжет, что якобы российские власти не позволили принять участие в наблюдении. На самом деле наблюдателям из Евросоюза запретили ехать в Россию. В частности, Генсекретаря Европейского института омбудсмена Йозефа Зигеля попросту не пустили в самолет.
Атаки усиливаются так же, как и потоки фейков. Идет борьба на международном уровне.
Проведена огромная работа по совершенствованию технического инструментария. Применена многоуровневость проверки сообщений. НОМ представлен двумястами экспертами в регионах. На базе Юридической академии им. Кутафина волонтеры обработали более 210 тысяч сообщений. Из них 157916 носили информационный характер. 654 сообщения о нарушениях. Подтверждено 450 фейков. Подтвержден 21 случай нарушений. Девяти мобильным избирателям ошибочно выданы бюллетени по одномандатному округу. Установлено восемь вбросов.
Алена Булгакова подчеркнула, что грань нарушений и фейков тонкая. В любом случае незамедлительно принимались решения о признании бюллетеней недействительными.
Я не могу не согласиться с общим выводом авторов доклада НОМ о высокой оценке выборов, но в то же время не вижу оснований утверждать об отсутствии принуждения к голосованию. Принуждение бюджетников к голосованию очевидно имело место и это не противоречит естественному праву. Почему бы его не узаконить? Получаешь зарплату от власти – голосуй на выборах.
Александр Брод в ответ сообщил, что сообщения о принуждении к голосованию получали, но массовых случаев не было. Работодатель дал возможность проголосовать в пятницу, чтобы посвятить выходные дачным делам.
Правозащитник заверил, что норма законодательства нарушаться не будет.
Второй вопрос связан с трудностями голосования по бюллетеню длиной 67 сантиметров. Может, было бы правильно ограничить безумно длинные названия партий для сокращения длины бюллетеня и, соответственно, упрощения процедуры запихивания его в избирательную урну?
Александр Брод повторил аргументацию председателя ЦИК Эллы Памфиловой: это право партии. Что касается длины бюллетеня, было и больше. Наш избиратель достаточно грамотный, чтобы с ним разобраться.