Здравствуйте, братья-фараоны и братья-арийцы!

На форуме «Наука и технологии в XXI веке: тренды и перспективы» министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков объявил лауреатами премии «Профессор года» доктора юридических наук Андрея Клишаса и доктора исторических наук Вячеслава Никонова.

Сообщение вызвало реакцию в социальных сетях. От критической до саркастической: «Неужели не нашлось в огромной стране профессоров, действительно достойных этой премии, воспитавших не одно поколение студентов? Неужели не нашлось ученых, более нуждающихся в общественном признании, чем член Совета Федерации и депутат Госдумы?»

Но факт есть факт. Его надо осмысливать, искать истоки и причины. Официоз официозом, однако истоки и причины в том числе и в нас, в глубине массового сознания. В конце концов, официоз верхов не появляется из ниоткуда.

Например, думалось, что сочинения Анатолия Фоменко и Глеба Носовского под названием «Новая хронология» давно уже отошли в маргинальную область. Да ничего подобного! Они не только живы, но и очень здоровы. Три года назад в центре Ярославля, в старинном двухэтажном особняке открылся частный музей (!), основным и единственным экспонатом которого являются не предметы материальной культуры, а теория «Новой хронологии». По определению на сайте – «мультимедийный музей».

Победительное шествие «Новой хронологии» началось с 90-х годов. Конечно, солидные ученые вмешивались, выступали не раз. Однако их голоса не были услышаны. Псевдонаука активно продвигается как коммерческий проект. Предложение рождается спросом. За эти 30 лет вышло более 130 изданий и переизданий книг Фоменко и Носовского о «Новой хронологии».

Мы «Повесть временных лет» в полном, неурезанном виде не читали. Мы не знаем, что означает слово «полк» в «Слове о полку Игореве». Зато теории, подобные сочинениям Фоменко-Носовского, популярны и распространены повсеместно. Значит, феномен в нас.

Он одновременно прост и сложен.

С одной стороны, наступившая свобода. В советские времена издание книг и статей проходило сквозь жесткие фильтры, поставленные профессионалами. Было почтение к науке, образованности, к специалистам, уважительное отношение к ученым званиям, степеням. Нынче чуть ли не каждый весомый чиновник и бизнесмен, тем более олигарх – кандидат или доктор наук.

С наступлением свободы в значении «вольница» моментально сориентировавшиеся в ситуации «троечники» низвергли все авторитеты. Массы радостно приняли Фоменко-Носовского: «Ребята, оказывается, никакой средневековой истории не было, все это сочинили на Западе в XVIII веке. Дурили нашего брата!»

Подобный энтузиазм характерен для самых разных слоев населения. Много лет назад в газете с самым большим в стране тиражом вышло интервью с Фоменко, в котором он утверждал, что Георгий Победоносец – это Чингисхан. Газета снабдила интервью и подборку мелких материалов на ту же тему общим заголовком: «Чингисхан – это Георгий Победоносец, только в чалме?» Получается, что работники редакции (?!) уже ведать не ведали, что Чингисхан к чалме никакого отношения не имел. Он был язычник. Но «нашему брату» троечнику все равно: если азиат – то мусульманин, и нечего тут сложности разводить.

С другой стороны, извечная мещанская Мечта об Одной Книге, Где Сказано Все. Вспоминаю случайного знакомого еще 70-х годов; он где-то услышал, что есть восемь книг, прочитав которые будешь знать все на свете и станешь духовно богатым. И приставал к тем, кого считал образованными, чтобы дали ему тот заветный список. Не хочется всю жизнь читать и что-то узнавать по крупицам. А тут одолел восемь книг – и сразу все науки превзошел.

С третьей стороны – патриотизм, который надо брать в кавычки, дабы не вносить путаницу; то есть патриотизм в нынешней пропагандистской интерпретации. Он насаждается и воспринимается населением не как любовь к Родине, а как неприязнь к другим странам, чувство превосходства.

Наконец, с четвертой стороны, длящийся 30 лет упадок экономики, образования, общей культуры. За эти десятилетия сформировался некий тип массового сознания, охватывающий все слои, некая коллективная личность, не разделяемая на богатые, властные «верхи» и бедные «низы». Этот коллективный россиянин является одновременно и нищим, и олигархом, он угнетен властью и в то же время находится во власти на всех уровнях, диктует нормы, правила, идеологию, придумывает законы, от которых оторопь берет.

Он понимает свободу как вольницу, власть как произвол, патриотизм как агрессивное превосходство. После 75 лет «железного занавеса» имеет возможность бывать в Европе и Америке и в то же время исповедует идеологию осажденной крепости, считая, что «кругом одни враги». Он воспитан пропагандой в духе национально-государственного величия и одновременно ощущает некую уязвленность, что проявляется в постоянной обиженности на весь западный мир. Это в равной степени относится и к богатым, и к бедным, к рядовым гражданам и к вершителям судеб в верхах власти – один тип коллективного сознания, коллективного человека.

В итоге – гремучая и опасная смесь, называемая в психологии когнитивным диссонансом. Отсюда – вольное или невольное восторженное согласие и радость, когда тебя объявляют представителем самого древнего народа, давшего культуру остальному миру.

Поэтому с готовностью воспринимаются бредовые идеи, что этруски (XII в. до н.э.) – это русские; под именем английского короля Артура описан великий князь Дмитрий Донской, и так далее, и тому подобное.

И началось все не сегодня. Сразу вспоминается сталинская кампания 1947-1952 годов – «борьба с низкопоклонством перед Западом».

В 1972 году более или менее известный в тогдашних литературных кругах писатель издал (в 1975-м переиздал) книгу, одна из глав которой называлась – «Родина Ахиллеса». В ней автор вопрошал: «Почему это история славянства ведется только с начальных веков нашей эры? Нет, славяне были задолго до нашей эры!» И утверждал, что Ахилл – не кто иной, как славянский князь (архонт), «тавро-скиф». Прибывший на Троянскую войну из Тавриды, то есть из Крыма. (Почему скифы стали славянами – лучше не спрашивайте.)

Конечно, многие хохотали, читая памфлет «Ахиллесовы пятки» в декабрьском номере журнала «Юность» (1975 год, тираж 2,6 миллиона экземпляров). Знаменитая Галка Галкина, вымышленная ведущая юмористического раздела, писала:

«Спешите приобрести эту книгу! Она неоценимое пособие для школьников, не выучивших уроки и внезапно вызванных к доске. С помощью метода … (следует фамилия автора – С.Б.) любой школьник может доказать учителю все, что угодно. Ну, например, спрашивают вас, кто такой был, скажем, Сократ. Если вы не знаете, кто он был на самом деле, смело отвечайте: «Сократ был древним русским мудрецом. Односельчане говорили про него: «Он умнее нас во сто крат». Вскоре его стали звать просто – Стократ. В результате татаро-монгольского ига буква «т» куда-то пропала, и в таком виде грекам уже ничего не стоило присвоить себе нашего Стократушку». Или взять Цицерона. Тоже наш человек! Только звали его Мирон, и смерть как любил он поговорить. «Цыц, Мирон!» — грубо останавливали его работящие односельчане, и со временем привязалась к нему дурацкая кличка Цыцирон. Тут и подоспели римляне, насильственным путем изменили две буквы и умыкнули нашего Мирошу. Вот таким макаром можно мало-помалу отбить всех великих людей у мировой истории».

Но «Юность» сразу же одернули из «Литературной газеты»: кто вам дал право так непочтительно говорить об уважаемом писателе?!

Хорошо помню тогдашний разговор с Азой Алибековной Тахо-Годи – профессором МГУ, автором фундаментального труда «Античная литература», по которому учились и учатся поколения студентов. Я спросил, почему она и ее муж Алексей Федорович Лосев, титан, крупнейший исследователь античной эстетики и философии, не скажут свое слово, чтобы покончить с этим балаганом. Аза Алибековна посмотрела на меня, как Зевесова орлица, и сказала хрипловато-клекочущим голосом, с неизбывной печатью древнегреческого произношения: «Молодой человек, вы нашли точное слово! Но мы никогда не опустимся до этого балагана!»

Олимпийцы.

Теперь бал правят другие. Да, теперь и к науке, к образованию в полной мере относится это красноречивое выражение: «бал правят…».

Что теперь в исторической науке объявляется критерием истины?

Несколько лет назад тогдашний министр культуры Владимир Мединский в своей докторской диссертации представил миру принцип: «Взвешивание на весах национальных интересов России создает абсолютный стандарт истинности и достоверности исторического труда».

То есть Истина – это то, что нам выгодно?

Экспертный совет Высшей аттестационной комиссии по истории и археологии в отзыве на диссертацию Мединского отметил: «Это ложное положение, входящее в непримиримое противоречие с принципами научности, объективности и историзма. Этноцентризм/нациецентризм, в каких бы формах он ни проявлялся, никогда не выступал и не может выступать в науке в качестве критерия достоверности… Критерии достоверности исторического исследования определяются принципами и методами, имеющими универсальный характер, не зависящими от национальной принадлежности исследователя».

Экспертный совет ВАК рекомендовал лишить Владимира Мединского ученой степени доктора исторических наук. Однако президиум ВАК большинством голосов отклонил рекомендацию и сохранил за Мединским докторскую степень.

Более того – в 2021 году Мединского назначили председателем Межведомственной комиссии по историческому просвещению. Отсюда следует вывод, всем дан сигнал: вот что «правит бал» в определении исторической Истины.

Какие времена – такая и наука?

Поэтому не следует особо удивляться тому, что лауреатами премии «Профессор года» объявлены член Света Федерации Андрей Клишас и депутат Госдумы Вячеслав Никонов.

Андрей Клишас – почетный профессор Киргизского национального университета имени Жусупа Баласагына, почетный доктор и почетный член ученого совета Таджикского национального университета, автор и соавтор законопроектов о наказании за надругательство над флагом и гимном, о недостоверных новостях, о «суверенном интернете», о СМИ – «иностранных агентах». Буквально на днях он выдвинул законопроект о отмене снятие запрета на избрание глав регионов более чем на два срока подряд.

Вячеслав Никонов начинал политическую карьеру как секретарь парткома на истфаке МГУ, инструктор ЦК КПСС, депутатом Госдумы впервые стал в 1993 году. В 1996 году – главный аналитик Координационного комитета Общероссийского движения общественной поддержки Б.Н. Ельцина на президентских выборах. C 2011 года депутат Госдумы от «Единой России», председатель комитета по образованию. Активно выступал за принятие закона о запрете на усыновление российских сирот иностранными гражданами. Известен как автор статьи и выступления на заседании «круглого стола» в Госдуме, где обсуждалась тема «Российская историческая традиция: содержание учебников истории».  Там он, в частности, объявил, что славяне – арийцы: «У нашего Отечества великое прошлое. Ветвь арийского племени спустилась с Карпатских гор, мирно заселила Великую Русскую равнину, Сибирь, самую холодную часть планеты, дошла до Тихого океана, основала Форт Росс, впитала в себя соки богатейших культур Византии, Европы, Азии, разгромила страшнейшего врага человечества – нацизм, проложила дорогу в космос. Но мало, где так слабо знают и недорого ценят свое прошлое и настоящее».

Как будто никому не известно, что слово «арийцы» раз и навсегда опорочено, связано с расовой теорией гитлеровского фашизма, с преступлениями фашизма против человечества и человечности.

Термин-этноним «арийцы» Гитлер и фашистские идеологи переняли у древних персов, иранцев. Изначально ариями, арийцами называли себя жители страны Ариана, она же – нынешний Иран.

В Советском Союзе истинными арийцами были ираноязычные таджики – те же иранцы, арии, волею истории оказавшиеся в XIX веке в составе Российской империи, а затем – Советского Союза.

И в нынешней России, особенно в Москве, много арийцев – это гастарбайтеры из Таджикистана.

Через четыре года после «открытия» Никонова, в сентябре 2018-го, на телеканале «Культура» (?!) вышел фильм «Египетские боги Петра Ольденбургского» – из цикла «Искатели». Нам рассказали, что древнеегипетская цивилизация – пирамиды, мифы, боги и фараоны – зародилась не просто на нашей, российской земле, а конкретно – в Воронежской области. Показывали на экране воронежские холмы и убеждали, что это прообраз египетских пирамид, а название воронежского поселка Рамонь «доказывает», что именно здесь начался культ древнеегипетского бога солнца – Амона-Ра.

Так соединяются условные верхи и условные низы.

Одним словом, здравствуйте, братья-фараоны и братья-арийцы!

Добавить комментарий