Сегодня председатель СФ Валентина Матвиенко провела в Большом зале верхней палаты традиционные ежегодные парламентские слушания по законопроекту о бюджете на следующий год и плановый период 2023 и 2024 годов.
Из двух с половиной часов двадцать минут говорила сама Матвиенко. Пятьдесят минут на перечисление забот Минфина о здоровье и достатке населения, развитии бизнеса и поддержке экономики досталось Антону Силуанову. Гвоздем его выступления стала констатация восстановления экономики после ковида. Британия осталась на минус трех процентах. В США небольшой рост, меньше нашего.
Матвиенко несколько раз обращала внимание Минфина и Центробанка на потребности регионов и сама их высказала. Затем то же повторилось в жалобах губернаторов на судьбу.
Силуанов предложил т регионам компенсировать из дополнительных доходов взрывной рост цен на строительные материалы, мазут, растущую индексацию бюджетникам, вносы на ОМС за неработающее население, жилье для сирот и инвалидов, рост налога на коксующийся уголь. Вообще все, о чем говорили губернаторы.
По словам Силуанова, федеральный центр тоже имеет огромное количество обязательств, которые не подкреплены ресурсами. Космос, электронная и радиоэлектронная промышленность требуют больших денег.
Еще полчаса говорил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. Пугал перспективами энергоперехода. Потребление углеводородов снизится вдвое, а у нас нефть и газ составляют треть доходов бюджета. Призывал избежать повышения налогов. Бюджет внесен, а налоговые изменения – нет. В бюджете они учтены. То есть поставили в условие, что они уже приняты. Кудрин заявил, что это плохая практика.
Он нашел в бюджете свыше триллиона нераспределенных средств. Силуанов с раздражением это отрицал. Якобы эти деньги будут распределены во втором чтении на оборону и безопасность. В частности, на денежное довольствие.
Энергопереход, то есть старая идея декарбонизации энергетики в формате жестко неопределенной обязаловки, позволяет Кудрину напоминать, насколько правильной была его линия на посту Минфина с омертвлением ресурсов в Стабилизационном фонде, позже переформатированном в Фонд национального благосостояния.
Валентина Матвиенко заметила, что ФНБ составил 14 триллионов рублей, это серьезная подушка государева.
Наверное, следовало бы радоваться, что Минфин вдруг воспылал заботой о здоровье населения. Но председатель правления банка «ФК Открытие» Михаил Задорнов считает, что этого мало в условиях роста дополнительной смертности по тысяче человек в день от ковида. В США 10% ВВП направляется на медицину, пусть у них там страховая медицина. Приоритет здравоохранения должен быть выдержан.
Банкир Задорнов считает очень важным возвращение к бюджетному правилу. Неизбежно предстоящее повышение ставки ФРС США и, соответственно, отток капитала с развивающихся рынков. Необходимо повышение ФНБ. Инфляция 5,8%, реально – будет больше. Регионы столкнутся с проблемой выплат бюджетникам.
Вообще Задорнов выступил с критикой социальной политики России. Он считает, что не должны все получать детские пособия. Почему состоятельные люди получают столько же, сколько те, для кого это вопрос жизни и смерти? Пусть напишут заявления. Богатые постесняются.
Кардинальный вопрос, поднятый Задорновым, непосредственно касается бюджетирования. Если мы возвращаемся к нормальному бюджету с бюджетным правилом, давайте возвращаться и к бюджетному процессу. Перебрасывать деньги без согласия представительной власти неправильно.
Действительно, получается игра в одни ворота против страны. Центробанк смягченную денежно-кредитную политику быстро обратно ужесточил и резко поднял ключевую ставку. При этом ковид далеко не кончился. А халява распоряжаться бюджетной росписью без внесения поправок в бюджет – остается. По-русски говоря, финансово-экономический блок правительства присваивает себе право обойтись в бюджетном процессе без разделения властей.
Дума с этим боролась много лет и согласилась только на время ковида.
Почему в советское время бюджет создавался и работал пределах Минфина, и его собственное КРУ было пострашнее нынешней Счетной палаты, а сейчас в публичном варианте с борьбой законодательной и исполнительной властей получается плохо? Однако время такое, что никакой формат успеха не принесет.
Задорнов также указал, что количество субсидий, которые мы даем в разных сферах, превышает разумные пределы. Субсидии искажают экономику. Нужно навести порядок.
Тут сплетаются разные концепции. Одни говорят, что надо дать людям возможность зарабатывать и тем самым повышать потребительский спрос. Тогда никакие пособия не будут нужны, они только стимулируют иждивенчество, как в США и ЕС.
Другие требуют залить искусственную бедность России деньгами, особенно для работающих семей с детьми. В социальной политике России сейчас превалирует именно такой подход.
В существующих условиях другого нет. Причина запредельно проста настолько, что каждый с этим сталкивается, но никто не говорит.
Однако зачем Банк России сушит экономику России и перекачивает рубли в доллары, которые в реальности намного менее надежны?
Выстроена система, в которой кроме доллара ценности нет. Драгоценные металлы не принимаются, недвижимость в России переоценена и не защищена никак, интеллектуальная собственность России по факту не стоит ничего и грубо заимствуется, как и в советское время.
Хотя Алексей Кудрин и начал с поздравлением с Днем учителя, чтобы сказать, что ценность не нефть, а люди, в реальности США вывозит специалистов столько и таких, как им надо. Причем в отличие от нефти – без дохода для нашей экономики.
Поэтому бюджетный процесс сводится к латанию дыр по принципу “когда жареный петух клюнет”.
Хотя в бюджете-2022 просматривается поддержка здравоохранения и образования. Социальные расходы, по сравнению с ударными мерами поддержки ковидного 2020 года, снижаются, но они выше 2019 года – если верить Минфину.
Очень важно, что под давлением нескольких лет критики переформатируются подготовка, исполнение и оценка неэффективных государственных программ. В них разделяются проектная и ресурсная (процессная) части, то есть в неком ущербном виде воплощается высказанная Германом Грефом идея о разделении будущего и настоящего.
Поставлена задача завершить программу расселения аварийного жилья вставших на учет до 2017 года и начать новую программу на новых принципах.
Сколько бы сил ни тратили на составление бюджета, гарантий его исполнения нет. Все зависит от форс-мажоров, черных лебедей, энергоперехода к углеродной нейтральности, производных повешений цен, иезуитских санкций, создания новых условий для моральной паники типа ковидной, с обрушением популяционного иммунодефицита.
Время турбулентности внесло в отношения людей девиантную мотивацию. Не хотелось бы говорить о садомазохизме, но другого слова для характеристики массовых проблем, от низовых коллективов и внутрисемейных отношений до геополитики, у меня нет.
Расходы на садомазохизм пределов не имеют, это самое дорогостоящее развлечение.
Задания от редакции заставили меня задуматься о роли управления и случайности. Разделить гомологию и аналогию, злую волю и трихины Достоевского в мозгу.
Алексей Венедиктов прав, не найдут понимания в стране люди, которые свои личные неудачи сваливают, например, на ФСБ.
Накануне парламентских слушаний сам впал в такой диагноз. Родственница в Киеве попросила книги Дины Рубиной. Я купил и послал. Прошел месяц. В Киеве ответили, что бандероль на территорию Украины не поступала. В Москве мне сообщили о вручении отправления. Отослал информацию в Киев и написал в Фейсбуке, что я думаю про Украину. В этот момент Фейсбук напрочь отрубился. Поскольку меня банили столько раз, что я уже и не упомню, естественно, решил, что это лично против меня, из-за моего мнения про Украину.
Когда ночью Фейсбук восстановился, там меня ожидало восторженное сообщение, что книги получены.
И еще я узнал, что дело вовсе не во мне.
Однако, и генетики преувеличивают роль генома как программы, хотя вклад самоорганизации и синхронизации турбулентности больше.
А мы сваливаем все исключительно на внешнее влияние, пятую колонну или Путина с ФСБ, согласно личным пристрастиям.
Наш редактор считает, что, роль случайности чрезвычайно велика:
«Я в последние годы все чаще ориентируюсь на высказывание: “Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах”. Со стопроцентной вероятностью относительно событий, которые должны произойти, вообще утверждать ничего нельзя. Причинно-следственные цепочки порой настолько причудливы, что неизвестно к чему могут привести и как отразиться на будущем. Но и элемент управления, на мой взгляд, конечно, чрезвычайно высок, особенно в том, что касается социума в целом, а не частной жизни».
Это высказывание, по-моему, в полной мере относится и к бюджету России.