Большой. Каменный. Достоин отдельного внимания

Вплоть до 14 ноября во дворе Музея Москвы будет работать выставка, посвященная одному из знаковых столичных объектов – Большому Каменному мосту. Вход на выставку свободный.

Первая часть экспозиции посвящена истории моста. На протяжении веков это сооружение не раз вдохновляло художников и граверов. В начале XVIII века, к примеру, в России работал голландский гравер Петер Пикарт. Среди его гравюр есть и огромная панорама Москвы от Большого Каменного моста до Вшивой горки (по ее вершине проходит Гончарная улица), есть и не такие масштабные гравюры, на которых тоже изображен этот мост. В то время мост носил название «Всехсвятский» – от церкви Всех Святых.

В середине XIX века старый мост был снесен и на его месте построен новый. О том, как он выглядел, рассказывают акварели Васнецова (не тот, который написал «Апофеоз войны», «Аленушку» и «Богатырей», а его младший брат и ученик Аполлинарий).

На рисунках Сергея Герасимова мы можем увидеть мост в первой половине XX века, в том числе и в годы Великой Отечественной войны.

Вторая часть выставки носит название «Реконструкция», и посвящена она тем масштабным работам, которые проводились тут совсем недавно. Здесь посетители смогут узнать, как проходил первый за 80 лет капитальный ремонт, какие применялись технологии, как строители справлялись с непростыми погодными условиями и каким образом удалось завершить ремонт на полгода раньше заявленного срока.

Интересная деталь: во время ремонта с моста была снята огромная поврежденная металлоконструкция. Предположительно ее повредили осколки фугасной бомбы, сброшенной на Москву в одной из многочисленных бомбардировок. Бомба пробила плиту проезжей части и взорвалась в одной из арок моста. Сейчас эту металлоконструкцию смогут увидеть посетители выставки.

Проект капитального ремонта Большого Каменного моста разработали в 2019 году, а уже в июле 2020-го начались работы, которые завершили 16 августа 2021 года. Капитальный ремонт не проводили с момента постройки, и за это время появились трещины, обветшали опоры, в некоторых местах разрушились деформационные швы и гранитная облицовка. По оценкам экспертов, некоторые элементы находились в пред­аварийном состоянии – ресурс их долговечности был не более двух-трех лет. Во время обследований зафиксировали снижение реальной грузоподъемности сооружения.

За рекордные 14 месяцев мост фактически пересобрали заново. При этом ни на одном этапе работ он не закрывался полностью и продолжал выполнять транспортную функцию. Пока одна половина моста была закрыта на ремонт, другая оставалась открытой для пешеходов и транспорта, в том числе общественного. Во время работ сохранялось по две полосы движения в каждом направлении.

Яна Маевская.