О смыслах законодательной деятельности

Зампред Госдумы Александр Жуков обратился с просьбой вынести на второе заседание Госдумы восьмого созыва готовые рассмотрению законопроекты, если таковые имеются. Таковые нашлись.

Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять в первом чтении законопроект, расширяющий и продлевающий дачную амнистию.

Название документа безликое «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Должен заметить, что любой интересующийся человек может найти законопроект в думской базе ASOZD2 под номером 1243284-7. Сквозной номер присваивается документу на все время его рассмотрения в палатах Федерального Собрания. По тексту законопроекта обычно сложно что-нибудь понять. Для понимания есть пояснительная записка. В спорных случаях ключевую информацию можно извлечь из заключений комитетов-соисполнителей, правового управления, Счетной палаты.

Случай дачной амнистии совсем не сложный, он стоит в одном ряду с гаражной амнистией или продлением приватизации жилья. Единороссам просто очень надо иногда что-то делать для людей, лавируя в пределах дозволенного.

В таких случаях председатель комитета Павел Крашенинников следует политической необходимости, и узнать его собственное мнение как цивилиста не представляется возможным.

По поводу продления дачной амнистии Крашенинников сообщил, что за 15 лет упрощенным порядком оформления прав на жилые и дачные (садовые) дома, объекты бытового назначения, земельные участки воспользовались 14 миллионов граждан. Практика правоприменения показывает, что не все жизненные ситуации были охвачены законодательными решениями.

Предложенный законопроектом механизм схож с правилами оформления земельных участков в рамках гаражной амнистии.

Для оформления прав на жилой дом и земельный участок под ним гражданину будет необходимо подать одно заявление в орган местного самоуправления, с приложением имеющегося у него документа, подтверждающего факт владения домом. Например, к заявлению может быть приложен документ о выделении земли организацией-работодателем; договор о подключении дома к сетям инженерно-технического обеспечения; договор об уплате коммунальных услуг или платежки по таким услугам; документы технической инвентаризации; выписка из хозяйственной книги; документ, подтверждающий факт регистрации гражданина в указанном доме до мая 1998 года.

Законопроектом предлагается установить более продолжительный срок действия дачной амнистии, увеличив его по сравнению с действующим еще на пять лет. Таким образом упрощенный порядок оформления прав граждан на земельные участки и жилые, садовые дома будет действовать до 1 марта 2031 года.

Обсуждается вопрос об установлении дачной амнистии бессрочно, чтобы упрощенный порядок оформления прав граждан на жилую и дачную недвижимость в дальнейшем действовал постоянно.

Также законопроект позволит дополнительно защитить права наследников.

Для этого прямо указывается, что предлагаемым упрощенным механизмом оформления в собственность земельного участка и расположенного на нем жилого дома, построенного до мая 1998 года, смогут воспользоваться наследники предыдущих владельцев.

Законопроект предлагает принадлежащие гражданам права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненно наследуемого владения земельными участками признавать правом собственности в силу закона.

По сведениям Росреестра, всего в стране насчитывается не менее 200 тысяч таких земельных участков.

Согласно законопроекту, владельцу такого участка не нужно будет обращаться в Росреестр для приобретения права собственности на него (переоформления прав). Имея на руках документы на землю старого образца о праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, граждане смогут свободно распоряжаться своими земельными участками: продавать, передавать по наследству и прочее.

Лично я не вижу смысла в законопроектах, рассчитанных на применение теми, кто не хочет или по статусу не может ничего делать для людей. Спорные случаи остаются в компетенции суда. Объем спорной и брошенной собственности в стране растет. Это при том, что параллельно значительный объем подпадает под разные формы рейдерства благодаря махинациям с реестрами.

Но участь депутата такова, что делать что-то надо даже в случае полной невозможности что-то сделать.

Обсуждался и законопроект, который затронет интересы граждан не меньше дачной амнистии – масштабные изменения базового законопроекта об электроэнергетике. Статс-секретарь, замминистра Анастасия Бондаренко назвала законопроект чисткой, какой не было в связи с ликвидацией РАО ЕЭС.

Тут приходится отметить активизацию в связи с переменой в Думе таких мощных игроков, как системный оператор или застройщики. Их интересы сказались и на составе комитетов, и на риторике общения представителей министерств с депутатами.

Член комитета по энергетике Наталья Назарова указала на огромное изменение понятийного аппарата в электроэнергетике. Почему исключается понятие «рабочая мощность?» Она определяется как установленная мощность минус мощность объектов, выведенных в ремонт. По выбору регулятора эффективного оборудования нет отсылки на нормативку-подзаконку.

Бондаренко уверенно отбарабанила: «Критерии экономической эффективности устанавливаются основными положениями розничных рынков, установленных правительством».

Получилось масло масленое. По словам Бондаренко, в министерстве идет большая работа по регуляторной гильотине и по подзаконке.

Факт в том, что революционный проект закона полностью переписывает действующий закон. Вводится понятие качества электроэнергии. Проблем в электроэнергетике выше крыши, и как это будет отражено, непонятно.

В защиту законопроекта председатель комитета по энергетике Павел Завальный сказал, что впервые появляется качество электроэнергии, ответственность поставщиков и потребителей. Вводится понятие вывода мощности.

Селезнев назидательным тоном напомнил, что говорил про лицензирование – это бессмысленно. Про приборы учета – оказался прав. И это тоже будет бессмысленно.

Завальный произнес судьбоносное: «Цель – ничто, движение – всё». Проведем первое чтение, а потом погружайтесь.

После этого Завальный и Бондаренко вышли к журналистам рассказать, как плодотворно прошло первое заседание комитета. Статс-секретарь сказала, что у министерства с комитетом сложилось конструктивное взаимодействие.

Председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров был с журналистами честнее. Минфин продолжает закладывать в бюджет то, что еще не принято в Налоговом кодексе, чтобы поставить Думу перед фактом неизбежности новых налоговых изменений.

По словам Макарова, в осеннюю сессию комитет ГД по бюджету и налогам приступит к разработке нового Бюджетного кодекса, новой редакции Налогового кодекса, а также нового закона о бухгалтерском учете.

Главная задача на предстоящие месяцы – рассмотрение проекта федерального бюджета на 2022-2024 годы.

«Мы прекрасно понимаем, что как минимум до принятия бюджета во втором чтении регионы практически не могут формировать свои бюджеты – они начинают, но это все равно не окончательные цифры. Поэтому от нашей работы в значительной степени зависит и формирование региональных бюджетов. Нам предстоит рассмотреть каждую государственную программу, каждую цифру, параметры бюджета», – отметил Макаров.

Если некто весело тараторит на любимой радиостанции о смерти парламентаризма, это говорит скорее о смерти журналистики. Не согласен ни с тем, ни с другим. Я привел три примера из множества. Второй день работы новой Думы прошел так, будто никакой пересменки не было. Сплошняком напряженная трудовая вахта.

Лев Московкин.

Добавить комментарий