Константин Хабенский и его Барон Мюнхгаузен

На Основной сцене МХТ им. Чехова состоялась первая премьера 124-го сезона — «Враки, или Завещание Барона Мюнхгаузена». Это постановка режиссера из Санкт-Петербурга Виктора Крамера по его же пьесе, написанной при участии Константина Хабенского.

Фантастический сюжет пьесы основывается на реальных событиях из жизни барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена, рассказах Р. Э. Распе и других авторов, посвящавших свои произведения приключениям барона из Боденвердера.

Константин Хабенский играет главного героя. В спектакле также заняты Кристина Бабушкина, Надежда Калеганова, Надежда Жарычева, Михаил Трухин, Сергей Сосновский, Артем Волобуев, Александр Усов, Алексей Красненков, Даниил Феофанов, Павел Филиппов, Ростислав Лаврентьев,  а также Ульяна Глушкова, Мария Зорина, Галина Киндинова, Ульяна Кравец, Татьяна Розова, Анастасия Скорик, Алёна Хованская в образе Чаек. Сценография Виктора Крамера, костюмы Евгении Панфиловой, художник по свету – Денис Солнцев.

Приглашение Виктора Крамера МХТ им. Чехова неожиданно и существенно расширяет жанровый диапазон его репертуара. Режиссер и художник известен как яркий мастер, предпочитающий масштабные постановки типа блокбастеров. Известны такие его работы, как легендарное «сНежное шоу», созданное в соавторстве с Вячеславом Полуниным, спектакли петербургского театра «Фарсы», постановки в Teatro alla Scala, в Большом и Мариинском театрах, театрализованные действа к 300-летию Санкт-Петербурга. Для Константина Хабенского – это новая работа в родном театре, где у него уже давно не было премьер. Их союз увенчался грандиозным четырехчасовым действом с участием высококлассной машинерии и других постановочных возможностей театра.

Режиссер Виктор Крамер: «Мир, окружающий нас, очень непрост, жесток, напряжен, технологичен. Можно убить жизнь на попытки его изменить, а можно пойти путем барона Мюнхгаузена – попробовать создать собственный мир, невзаправдашний, иллюзорный, но в котором будет радостно жить. Желание иллюзии, которая иногда важнее настоящего, достаточно заразно. Если этот вирус любви к красоте и иллюзии будет силен в тебе, другие люди тоже захотят жить в твоем фантастическом мире».

В основе спектакля — оригинальная пьеса, основанная на исторических фактах. Барон служил в России во время русско-турецкой войны. Служил доблестно, был награжден самой Екатериной II. Приключений у него было достаточно. (Недаром его окружение в спектакле все время повторяет: это с ним случилось на войне с Турцией). После он обосновался в городке Боденвердере и начал родственникам и друзьям рассказывать свои невероятные истории, которые и легли в основу книги Распе, но дополненные весьма сомнительными враками. И спектакль сделан как бы в двух измерениях – на грани правды и выдумки.

Мюнхгаузен Хабенского – это совершенно новый герой по нынешним временам. Артист играет человека, никогда не поддающегося внешним, порой трагическим обстоятельствам. Он все время что-то придумывает, чтоб уйти от убогой действительности, например, когда родственники ждут не дождутся его смерти, чтоб поделить наследство. Но он вдруг оживает, и люди под его влиянием становятся совсем другими. Начинается действо с его знаменитыми историями о коне, разделенном на две части, вишневом дереве на лбу оленя, луне, которую надо почистить и так далее.

Апофеозом становится совместный полет на воздушном шаре. Такого в этом театре еще видеть не доводилось! Громадное сооружение взметается в высь, и его пассажиры уверены, что вместе с бароном могут оказаться на Марсе, Юпитере, но… у всякой фантазии, увы, конец предсказуем. В финале барон умирает и его душа становится Чайкой. А родня и друзья успешно торгуют его историями. Все продается и покупается. Это уже наш век, наши реалии, наш менталитет…

Фото Александра Иванишина