Израиль, близкий и далекий

В пятницу, 15 октября, чрезвычайный и полномочный посол государства Израиль в Москве Александр Бен-Цви выступил с пресс-конференцией в МИА «Россия сегодня», посвященной тридцатилетию возобновления дипломатических отношений между Россией и Израилем, которое отмечается 18 октября.

Нынешний посол рассказал, что был переводчиком церемонии возобновления дипломатических отношений еще с Советским Союзом. Он помнит первый визит израильского премьера Ицхака Рабина в Москву в 1994 году. В последнее время визиты стали привычными и проходят довольно часто. Скоро состоится визит нового премьер-министра Нафтали Беннета в Россию.

Бен-Цви утверждал, что отношения Израиля с Россией не зависят от каких-то смен. У наших стран есть много общих интересов. Президент России был в Израиле в начале 2020 года, когда у здания МИДа открыли памятник блокадникам. Как пел Высоцкий, «там на четверть бывший наш народ». Более полутора млн выходцев из разных уголков СССР – это мост между нашими странами.

Визит премьер-министра был запланирован, дату уточнят.

До пандемии товарооборот двух стран держался на уровне до трех млрд долларов в год, что немало. Во время пандемии упал. В первое полугодие 2021 года – полтора млрд.

По случаю тридцатилетия возобновления дипотношений запланированы мероприятия в Москве и среди них – опера в театре «Геликон-опера». По оценке посла, за 30 лет отношений – эти сейчас самые лучшие.

Есть сложности из-за пандемии. Были запланированы визиты и поставки товаров, но не было рейсов. Театр «Габима» был основан Вахтанговым, театр хотел приехать на Фестиваль Чехова. Не получилось.

Есть проблемы с признанием вакцин. Израиль получил Pfizer и AstraZeneca, ничего больше ему не нужно. Переговоры о взаимном признании сертификатов о вакцинации упираются в проблему непризнания российского Sputnik V на европейском или международном уровне.

Очевидно, Израиль на национальном уровне такие проблемы не решит. Посол, мне показалось, так и не освоил глобальную логику несобственных интересов. Он переболел и считает, было бы проще остановиться на проверке антител и тем ограничиться.

В Израиле очень высокий процент вакцинации, шесть млн прошли первую вакцину, почти шесть – вторую и четыре – третью. Плюс более миллиона человек болели. Сейчас в стране около пятисот тяжело больных. Больше 75% из тяжело больных – люди, которые не вакцинировались.

Локдауны очень плохо повлияли на экономику страны. Затормозился культурный обмен с Россией и подписание соглашения с ЕАЭС. Бен-Цви надеется, подписание состоится скоро. Израиль и так поставляет товары, соглашение с ЕАЭС – это возможность снижения пошлин. Поставки в Россию – в основном IT и сельскохозяйственная продукция. Некоторые израильские производители работали исключительно на российский рынок. Сельскохозяйственную продукцию кораблем не доставишь, а авиарейсов не было.

Российские туристы были на втором месте по турпотоку в Израиль. Шестьсот тысяч из России в Израиль и триста тысяч из Израиля в Россию.

Александр Бен-Цви удивительно легко отвечал на любые вопросы. Естественно, не обошлось без вопроса об отношениях Израиля с окружением стран арабского мира. Бен-Цви в ответ сообщил, что с Суданом и Марокко уже есть дипломатические отношения. С Арабскими Эмиратами товарооборот вырос от нуля до миллиарда долларов. За год произошла революция.

Сейчас в правительстве Израиля присутствует арабская партия. У арабов нет больших городов в Израиле, только Назарет, остальные смешанные. Выделили деньги. Проблема не политическая, а организационная, ну и что-то внешнее присутствует.

Бен-Цви предложил не сравнивать отношения с Азербайджаном и с Сирией. В Азербайджане есть посольство, в Сирии и Ираке ничего нет. С Ираком никаких нет отношений и ничего. Сирия – другой вариант: у Израиля с ней общая граница. Продолжается очень тяжелый конфликт. Это больше, чем один игрок. Не только Сирия, также Иран, Турция, Россия и США. Иран находится в Сирии и поощряет шиитские группировки. То же и в Ливане, там Хезболла. Где мы видим иранское присутствие, там беспорядки.

Есть и разногласия с Россией. В израильской прессе опубликована большая статья Сергея Лаврова, он говорит о разногласиях как о нормальном состоянии отношений. Лавров понимает проблему безопасности Израиля, это очень важно.

Россия очень важный мировой игрок, и на ближнем Востоке – само собой. Израиль ведет переговоры с Россией и просит повлиять на Иран.

Вопрос об актуальной ситуаций вокруг Александровского подворья в Иерусалиме получил ответ в том стиле, который Путину не прощается, а для Израиля нормально. Бен-Цви заверил, что решение правительства состоялось, но оно не может запретить подавать в суд и влиять на него. Ожидается судебное решение, которое не будет окончательным. Вопрос в том, за кем записано Подворье – РФ или зарубежная церковь.

На вопрос о росте антисемитизма под видом антисионизма Бен-Цви ответил развернуто и системно. Любимая тема. По его словам, сионистом может быть каждый. Нельзя забывать советскую действительность. Сионист это человек, признающий право евреев на свою родину. Сион – название Иерусалима. Антисемитизм направлен против людей как нации. До сих пор в разных регионах мира присутствуют не антисемиты, а антисионисты. Антисионисты формально против того, чтобы еврейский народ жил в Израиле. А где они должны жить? Антисемитизм есть везде, это дискриминация евреев как нации. В России антисемитизм намного ниже, чем в других странах мира.

Антисемитизм состоит из нескольких слоев. Бытовой вариант поддерживают люди малообразованные. Второй, политический вариант, связан с двумя противоположными движениями, крайне левым и крайне правым, причем с одинаковым результатом. Есть антисемитизм, связанный с мусульманским экстремизмом. В России первый вариант, бытовой антисемитизм. Его носители называют себя антисионистиами.

В Израиле много ветеранов. Отец посла был ветераном, ранен в 1942 году под Сталинградом. Израиль – единственная страна, где День Победы отмечается как и в России 9 мая. А не как в Европе 8-го. Это очень ясно сказано. Парад, «Бессмертный полк» отмечаются в парламенте. Один к одному. Есть ветераны из Англии, США, Франции, но большинство из СССР. Здесь мы на одной волне.

В Израиле есть школы, где изучают русский язык и даже госэкзамен идет по русскому языку. Заканчивая школу, надо сдавать два языка. Бен-Цви выбрал английский и русский. Изучал французский, но третий язык не потребовался.

Соглашения с Россией по образовательным программам подписываются каждые три года. Проблема в том, что из-за выборов в стране не было бюджета. Без бюджета нет стипендий. Бен-Цви надеется, в ноября бюджет пройдет.

Особый вопрос по 75-летию речи о безопасности Палестины постоянного представителя СССР при ООН Андрея Громыко на пленарном заседании Второй Сессии Генеральной Ассамблеи ООН 26 ноября 1947 года. Бен-Цви заверил, что юбилей выступления Громыко будет отмечаться, это дало толчок к образованию государства Израиль в 1948 году. Россия была первой страной, которая признала Израиль. Об этом писал Лавров в израильских газетах.

В Израиле очень много людей с российским и израильским гражданством одновременно. Бен-Цви радостно заявил, что на отношения двух стран это влияет положительно. Во время пандемии эти люди могли беспрепятственно ездить. Могут часть времени жить здесь или там.

Посол сказал то, что положено говорить послу. Вроде бы говорил легко и весело, но каждые слово выверено, и речь идет, как паровоз по единственно возможным рельсам.

Предыдущий премьер-министр Беньямин Нетаньяху много лет пытался соскочить с пуповины США, за что и поплатился. Все годы его правления Израиль сотрясали скандалы по формату устранения Стросс-Кана из возможного руководства Францией, борьбы с лидерами Австрии, Венесуэлы, Южной Кореи, Бразилии, той же Франции и так далее.

В Израиле задача внешнего влияния упрощается форматом парламентской республики. Россия этого избежала, а в Германии те же проблемы.

Новый премьер-министр Нафтали Беннет, IT-миллионер, родился в 1972 году в Хайфе. Родители приехали в 1967 году из Сан-Франциско.

Что бы кто ни говорил, выходцы из России в Израиле дискриминированы в пассивном избирательном плане в пользу выходцев из национальных окраин СССР и Восточной Европы.

СССР был не просто первой признавшей Израиль страной, он его создал по воле Сталина. Политику стабилизации Палестины проводили такие мощные фигуры русской дипломатии, как Евгений Примаков и Виктор Посовалюк.

А дальше Вашингтон, который изначально был против усиления Москвы на ближневосточном направлении, перехватил сионистский проект Сталина. Вашингтон сохранил у себя «государство с колес» Сохнут (Еврейское агентство), коррумпировал его, и сумел перенаправить Большую Алию мимо Израиля.

Израиль имел шанс стать сильнейшим государством мира. Как эта возможность была сорвана, я видел своими глазами в роли корреспондента «Международной еврейской газеты» Танкреда Голенпольского. Тут вроде не было прямого убийства по типу сценария фильма Дмитрия Астрахана «Из ада в ад», но кто-то пропал по дороге из СССР в Израиль. Было много унижения и физических потерь денег, вырученных за квартиру в Москве. Я тоже потерял сорок тысяч долларов. Нетаньяху в ответ на мой вопрос обещал что-то возместить при условии переселения в Израиль. Но я туда не доехал.

Согласно Википедии, Александр Файнбойм родился в 1956 году в Черновцах. В семье говорили только на идише. В 1971 году семья эмигрировала в Израиль. Фамилию Бен-Цви взял во время службы в ЦАХАЛе. Кроме идиша и русского свободно владеет ивритом, английским, испанским, польским и словацким. Представлял Израиль на различных дипломатических должностях в Польше, Перу, Аргентине, Коста-Рике, Никарагуа, Панаме и Словакии. В 1984 получил литературную премию им. Должанской за перевод русской литературы на иврит. В 1992-1995 годах работал заместителем главы дипломатической миссии Израиля в Москве. Вернулся в Москву в ноябре 2020 года в должности чрезвычайного и полномочного посла.  Супруга посла – Эдна Бен-Цви. Они произвели на свет четверых детей: двоих сыновей и двоих дочерей. Уже есть четверо внуков.

 

 

Добавить комментарий