Федор Достоевский в эпилоге к роману «Преступлении и название» привел то, что снилось Родиону Раскольникову и таким образом высказал гениальную идею о неких трихинах в голове человека, определяющих массовые девиации человеческого поведения. В настоящее время, в принципе, известно, что это за фактор и как он иногда работает. Фокус в том, что обычный человек не может достоверно распознать умственные девиации. Собеседник может оказаться классическим объектом психиатрии, прожить жизнь среди людей и принести много горя, но никто даже не заподозрит, что проблема реально есть и в чем она.
Обычных людей больше волнует тот факт, что психушки заполнены людьми, с которыми, может быть, было бы достаточно просто поговорить, ведь под давлением обстоятельств в наше время психически нестабильным может оказаться буквально каждый. Тем более в наше ковидное время.
Это я к тому, что зампред Думы Петр Толстой заявил о проигрыше вакцинальной кампании, а сенатор Владимир Круглый в связи с ковидом выступил с пресс-конференцией на вечно актуальную тему «кто виноват и что делать».
Толстой написал на своем аккаунте в фейсбуке: «Пора сказать прямо: информационную кампанию по борьбе с коронавирусом и объяснению людям необходимости вакцинации государство проиграло. Это факт: у людей нет доверия к вакцине, на вопросы о том, почему бывают осложнения, почему вакцинированные все равно могут заболеть, никто не отвечает.
Считаю, что ученые и эксперты не смогли проявить себя в этом направлении: подход «мы сказали, а вы делайте» не работает. Нужно объяснять людям, приводить доводы, а не пытаться заставить их просто поверить на слово. Только так мы сможем переломить недоверие граждан. А врачам, ежеминутно спасающим жизни, я могу выразить только безмерную благодарность. Их труд неоценим».
Конец цитаты.
Исчерпывающие ответы дал сенатор, детский хирург, заслуженный врач России Владимир Круглый на пресс-конференции в понедельник 18 октября. Мероприятие прошло на площадке МИА «Россия сегодня» в формате видеомоста Москва – Бишкек – Ереван – Минск – Нур-Султан – Тбилиси.
Круглый начал с того, что повод не очень радостный, но есть о чем поговорить. Какая сейчас волна коронавируса, сказать сложно, да это и неважно. Умирает все больше людей. Это связано с тем, что в мире господствует штамм дельта. Возможно, и другие штаммы. Инфекция стала более агрессивной и контагиозной. Инкубационный период сократился от двух недель до недели. Система здравоохранения работает на пределе.
К сожалению, время, которое у нас было для массовой вакцинации, не использовали. Это тоже причина повышения смертности.
В Москве сейчас тестируют всех с признаками респираторных заболеваний. Запущено тестирование в школах, против которого выступают антиваксеры, Круглый их называет ковидопособники. Сенатор не понимает, что плохого, если учитель сделает простейшую операцию по проведению теста. Это могут сделать даже родители. А его точность сравнима с ПЦР-тестом.
У штамма дельта другие симптомы, по сравнению с уханьским вирусом – в первые два – три дня симптомы даже не гриппа, а ОРВИ – субфебрильная температура (до 37,3 градуса), кашель, насморк. Одышка – довольно поздний симптом. Если не лечить, заболевание быстро прогрессирует. При аускультации (выслушивании с помощью стетоскопа) ковидная пневмония плохо слышна. Если раньше врачи устанавливали поражение легких по аускультации, теперь даже рентгенограмма его не показывает, только КТ.
– Но это мы говорим о тех, кто заболел, а нам важно как, предотвратить, – уточнил Владимир Круглый. – Ситуация не терпит мягких подходов.
Америки доктор Круглый не открыл – важнее всего вакцинация. Он не зря сказал, что время потеряно. Если человек сделает прививку, это мера не экстренная иммунитет появится чрез шесть недель. Меры должны быть комплексными. И надо как-то мотивировать людей на прививку.
В ПАСЕ сенатор является докладчиком по теме «Нерешительность вакцинации это серьезная проблема общественного здравоохранения». Людей, которые являются жесткими, убежденными антипрививочниками, всего 8-11% в разных странах. Они вносят сомнения – а нужно ли делать прививку. Возникает нерешительность вакцинации. Тема доклада – изучение нерешительности и меры, как с этим бороться. Второй раздел – какие меры принимать к СМИ и блогерам, которые целенаправленно распространяют абсолютно лживую информацию о коронавирусе. С утра до ночи агрегируют и распространяют вирусные рассылки. Логика повернута.
Круглый предлагает к таким источникам применять жесткие меры, вплоть до блокировки. Это не имеет отношения ни к свободе слова, ни к выражению собственного мнения. Рассказывается не своя собственная история, а из серии «где-то там слышал» или «совершенно точно» кто-то умирает от прививки, что это тяжелейшее осложнение, не до вакцин.
Иногда их действительно наказывают, но это происходит очень редко, чтобы именно закрыли, блокировали источники в соцсетях, которые распространяют такую информацию.
Одно из направлений работы с нерешительностью вакцинации – работа в соцсетях. Даже один – два человека приносят серьезный вред. Это одна из причин такой ситуации в нашей стране, о которой сказал Толстой.
Отвечая на вопросы, Круглый предупредил, что не может рекламировать какие-то вакцины. Это не очень этично. Разные вакцины имеют свой background. Сенатор может сказать, как должно двигаться государство. В России есть 157-ФЗ, пятая статья которого содержит норму о категориях людей, которые по роду своей деятельности должны прививаться. Есть разница между принудительной и обязательной вакцинацией. Никто не хватает и не тащит. Например, на Филиппинах есть уголовная ответственность за отказ от вакцинации. В России просто в соответствии с законом не должны допускать до работы. Но норма очень слабо выполняется. Работодатели должны жестко выполнять требования и нести ответственность за нарушения. Кроме тех, кому нельзя вакцинироваться по показаниям, все должны сделать прививку.
В Израиле выдают зеленые паспорта, у нас QR-коды. При допуске на мероприятия должны быть ограничения для непривитых. Такие мероприятия, где собираются 30 – 50 человек и более, надо ограничить. Следующее что необходимо, чтобы мотивировать людей сделать прививку, – это информационная политика государства. Потери, которые несет государство, сравнимы с военными. Во время войны было Совинформбюро и Левитан своим голосом говорил может быть не то, что приятно слышать, он говорил правду. Если оставили какой-то город, значит оставили. Если понесли какие-то потери, значит понесли.
Должен быть сайт при Минздраве, информационный ресурс, который бы доносил правдивую государственную информацию. Хотя недоверие граждан к официальной информации очень велико.
Татьяна Голикова сообщила что начал действовать счетчик вакцинации. Это надо было сделать давно. Сообщать, какой вакциной привились. Многие уверены, что вакцинация – это просто бизнес, а не защита здоровья людей.
Петр Толстой прав, вакцинальную кампанию мы проиграли. А что делать? Должна быть честная нелицеприятная информация о коронавирусе. Если достоверный источник сообщает, что 90% непривитых умирают, многие люди могут сделать выводы, что вакцинация действительно спасает.
– Ведь важно не сколько заболело, а сколько умерло, – уверен Владимир Круглый. – Ко мне много людей обращаются, хотя я давно не работаю врачом. Важна позиция врачебного сообщества. Сейчас ведь приходит человек ко врачу а он говорит: «Да, знаешь, черт его знает, не исследовано…» Позиция врачей должна быть более активная.
Круглый обещал обсудить в ПАСЕ взаимное признание сертификатов, вопрос о признании вакцин – процесс идет, но затягивается, звучат взаимные упреки в несвоевременной подаче информации. Будет очередная инспекция производства в Уфе. У нас 70 стран признали Sputnik–V, миллионы людей привиты и очень редко отмечаются побочные эффекты. Информация о нежелательных реакциях честно озвучивается. Непризнание Sputnik–V ВОЗ вызывает, мягко говоря, вопросы. Круглый общался с представителем ВОЗ в России Мелитой Вуйнович в конце мая, она говорила все документы оформлены, до конца июня одобрим. Сейчас октябрь.
Сенатор считает, что это вопрос конкуренции. Очевидно, что Sputnik–V конкурент Pfizer, Sinopharm и причина только в этом, хотя доказательств у него нет.
Поскольку российские вакцины не признанны, граждане для выезда в разные страны смешивают разные виды вакцин. Насколько это опасно для организма?
Недавно родственница сенатора, которая привита Covivac, спросила, не вредно ли привиться Pfizer. Вопрос требует исследования. Есть совместные исследования только Sputnik–V и AstraZeneca. Показано, что двойная вакцинация не ухудшает, а усиливает эффект. Вакцины – это общее достояние, должны быть доступны в каждой стране. Никогда и нигде не допустят выпуск непроверенных вакцин. Испытания очень близки, разница только в бюрократии. Правительствам разных стран надо подниматься выше коммерческих интересов.
Sputnik light по сути – первый компонент Sputnik–V. вакцина разрабатывалась для того, чтобы как можно быстрее появлялся иммунный ответ. Если иммунный ответ после двухкомпонентной вакцины наступает через шесть недель, после Sputnikа light – через три недели. Эффективность – 90%. Важная функция Sputnikа light – он применяется для ревакцинации в качестве бустерной вакцины, чтобы подбодрить иммунитет через шесть месяцев.
По поводу смешения вакцин вопрос менее изучен. Мало исследований по Эпивак-корона или Ковивак.
Третья прививка человеку, который не болел, по мнению Круглого, нужна обязательно. Причем без исследования уровня антител. Сам сенатор ревакцинировался Sputnik–V. Причем первый раз вакцинировался в рамках эксперимента в октябре прошлого года, когда не давали никакого документа.
Чем отличаются вакцины? Они все принципиально отличаются. У Sputnik–V векторная часть белка вируса прикрепляется к аденовирусу человека. АстраЗеника сделан на основе аденовируса шимпанзе. Ковивак – цельновирионная вакцина, создана на основе «убитого» целого коронавируса. Эпивак-Корона содержит несколько частей коронавируса, считается, что на них будут вырабатываться антитела. В соцсетях много противников это вакцины. Пфайзер сложная матричная вакцина. В ее составе – антиген, только матрица, на ней вырабатываются антигены, на которые вырабатываются антитела.
Было бы конечно хорошо, выбрать самую хорошую вакцину и всему миру выпускать только ее. Но здесь можно возразить, что не все люди реагируют одинаково реагируют на разные типы вакцин. Эпивак-Корона – самая мягкая и наименее реактогенная, больше подходит для людей с сопутствующим заболеваниями. Астра-Зеника – сами производители признают осложнения после нее. Не всегда человеку легко сделать выбор. Решение должен принимать врач. Но сейчас приходится прививать тем, что есть.
У нас дефицит информации, в том числе о том, как COVID-19 болеют дети. В первые волны при наличии уханьского штамма дети практически не болели, только являлись переносчиками. Сейчас дети болеют и умирают. К счастью, редко. Но статистика очень фрагментарна, сколько заболело детей не сообщается. Это неправильно. У детей часто бывают постковидные осложнения.
Вакцины Пфайзер, Джонсон и Джонсон сертифицированы для детей с 12 лет. У нас проводятся исследования. Sputnik–M для маленьких – это тот же Sputnik–V, только уменьшена доза.
Пока поводов для оптимизма не видно. Деньги в основном используются на лекарства. Препараты дорогостоящие. Единственный путь – массовая вакцинация.
В России регистрируется еще один препарат от коронавируса – Мир-19. Это порошок для ингаляций. Препарат производства ФМБА. Его эффективность при коронавирусной инфекции достаточно высока. Есть и другие препараты для лечения. Процесс разработки не должен быть быстрым, но государство должно обеспечивать то, чтобы исследования проводись быстрее.
Сенатор Владимир Круглый уверен, что скоро появятся эффективные средства против коронавируса. Пока же нужно делать все, чтобы массовая вакцинация не осталась только программной установкой.