Алексей Щукин сыграет сразу несколько ролей в спектакле «Смех лангусты»

А знаете ли вы, что первого Родиона Раскольникова на отечественной сцене сыграл молодой актер Павел Орленев (настоящая фамилия Орлов)? Произошло это в 1899 году в Петербурге, в Суворинском театре. С той поры много воды утекло, но классика вечна. В МТЦ «Вишневый сад» под руководством Александра Вилькина мятущуюся душу бывшего студента блестяще олицетворяет талантливый артист Алексей Щукин. По мнению многих зрителей, Щукин – один из лучших Раскольниковых, которых им приходилось видеть на сцене. Наш корреспондент побеседовала с артистом.

— Алексей, как состоялось ваше сотрудничество с «Вишневым садом»? Когда начали там служить?

— Сотрудничество состоялось просто. До этого я сменил четыре театра, а когда попал сюда, понял, что этот театр мне по душе. Изначально сюда пришла работать моя жена (актриса Елена Щукина – Н. Д.), поэтому был знаком с театром и часто бывал на премьерах. И вот однажды «Вишневый сад» решил поставить «Преступление и наказание», а подходящего на роль Раскольникова артиста в труппе не оказалось. Меня увидели в театре Рубена Симонова, пригласили, я познакомился с Александром Михайловичем Вилькиным, порепетировал и понял, что здесь меня все устраивает на двести процентов!

Алексей Щукин роли Родиона Раскольникова в спектакле «Преступление и наказание»

— Вы один из самых занятых актеров в труппе, причем вам достаются совершенно разноплановые роли, будь то Раскольников в «Преступлении и наказании», Кочкарев в «Женитьбе» или Эцио в «Танго бабочки», но все они неизменно заслуживают похвалы зрителей. Как вам удается к каждому характеру находить свой ключ?

— Это не я нахожу ключ, его всегда находит режиссер. Без взгляда со стороны невозможно добиться отличного результата. Гончаров говорил: «Выпусти хоть пять Смоктуновских на сцену, без режиссера получится как в басне «Лебедь, рак и щука». Одним словом, бардак! Поэтому я по мере своих сил стараюсь вдохнуть в роль, что могу, но всегда абсолютно следую за режиссером.

— Есть роли, которые даются особенно тяжело?

— Роль Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании» дается непросто. Даже если опустить количество текста, понимаете… Если ты искренне не настроишься, сердце не потревожишь, не погрузишься в эти обстоятельства, то тогда не перекинется мостик в зрительный зал и зритель не поверит. Поэтому формально отыграть не получается. Очень большие эмоциональные затраты у всех, кто задействован в этом спектакле, не только у меня.

В роли Кочкарева в спектакле «Женитьба» по Н. В. Гоголю

— По мнению зрителей, вы – один из лучших Раскольниковых, которых им приходилось видеть. Что для вас означает эта роль?

— Это и боль моя, и радость. В этой постановке Раскольников – паровоз, который тянет за собой всю эту громаду. Ведомым в спектакле быть очень комфортно, ты просто подыгрываешь и все, а ведущим – намного сложнее.

— Как, по-вашему, успех актера — это везение или работа над собой?

— Успех актера в медийном плане – это чистое везенье, на мой взгляд. От работы над собой зависит качество исполняемого тобой на сцене.

В спектакле «Эмигранты» по пьесе С. Мрожека

— Московскому театральному центру «Вишневый сад» в прошлом году исполнилось 25 лет. В афише много полюбившихся зрителям спектаклей. А каждая ли сыгранная в них роль приносит вам удовлетворение?

— Нет, не каждая. Я очень самокритичный человек. И всегда процентов на семьдесят не доволен собой. Всегда кажется, что можно было сделать лучше. Такого, чтобы изначально мне не хотелось играть какую-то роль в этом театре, не было. Даже если поначалу сомневаешься, потом все равно втягиваешься, становится интересно.

— А кого никогда бы не сыграли? Что претит внутренним установкам?

— Слишком положительные, героические роли мне не нравятся. Они все кажутся какими-то картонными, чрезмерными. Ведь не бывает так в реальной жизни!

— Какие премьеры с вашим участием сможем увидеть в ближайшее время?

— На Малой сцене нашего театра состоится премьера спектакля «Смех лангусты» по произведению Джона Марелла «Мемуары» о жизни Сары Бернар, где мы играем вместе с народной артисткой России Ольгой Широковой. Меня роль сильно зацепила — в ней есть много небольших «ролек». Когда еще представляется возможность в рамках одного спектакля сыграть и мать Сары Бернар, и антрепренера, и даже самого Оскара Уайльда! Пока мы только в самом начале пути к выпуску спектакля, но в декабре уже ждем зрителей на премьере!

Нина ДОНСКИХ.