Российские туристы на ноябрьские праздники предпочитают отдохнуть за границей

море отдых

О тенденциях на российском рынке туризма накануне предстоящих ноябрьских праздников сообщила в ходе пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.

По ее словам, в целом вся отрасль так или иначе приноровилась к состоянию стабильной неопределенности, в котором она оказалась благодаря пандемии, но, тем не менее, к некоторым сюрпризам оказалось очень сложно подготовиться:

«В сентябре спрос был достаточно высоким, превышающим показатели 2020 года. Правда, Краснодарский край из-за введенных там ограничений несколько «смазал»  результативность бархатного сезона. Но в октябре с ростом заболеваемости коронавирусом, с увеличением смертности начались локальные локдауны. Полными локдаунами это назвать нельзя, но на данный момент примерно 30 регионов из 85-ти ввели те или иные ограничения, затрагивающие туризм. Практически во всех 30 регионах ограничения касаются посещения культурных, массовых мероприятий. В некоторых регионах в этом списке оказались и туристические объекты. Ограничения означают, что посетить эти мероприятия и объекты могут только привитые туристы с подтверждением в виде QR-кода. В некоторых случаях, но это скорее исключение, чем правило, можно посетить с ПЦР, сданным за 3 дня (в нескольких регионах – не позднее, чем за 7 дней)».

Все эти ограничения, как подчеркнула Майя Ломидзе, очень серьезно повлияли на спрос:

«Из 30 регионов, которые ввели такого рода антикоронавирусные ограничения, примерно 13 более жестко затрагивают туристическую индустрию. То есть, в этих 13 регионах ограничения коснулись и возможности заселения в санатории, дома отдыха, пансионаты, в некоторых случаях – в гостиницы. Мы видим по реакции потребителей, что им не всё равно: туристы не хотят разбираться в нюансах вводимых ограничений, для них сообщение о введении QR-кода означает, что их отдых может быть некомфортным. Мы видим, что после такого рода объявлений спрос на внутренний продукт снижается. Одновременно идет рост запросов на зарубежные направления, что закономерно. Парадоксальным образом получается, что отдых за рубежом получается для туристов комфортнее с точки зрения возможных ограничений, чем во многих российских регионах».

Пытаясь хоть как-то исправить ситуацию, туроператоры предложили более-менее унифицировать ограничения во всех регионах, что сильно облегчило бы жизнь туристов, потому что разбираться, что в каждом регионе и когда вводится, они не хотят.

«В связи с этим спрос на ноябрьские праздники, который еще в конце сентября показывал растущую динамику (мы видели, как увеличивается количество бронирований на внутренних направлениях), после объявления всех этих поэтапных ограничений начал снижаться. По данным туроператоров, вторая неделя октября по сравнению с первой – это уже минус 30% новых заявок. Аннуляций при этом практически нет, но снижение бронирований — это факт. В то же время на зарубежных направлениях спрос, напротив, увеличивается от недели к неделе, и сейчас мы уже можем сказать о некоей тройке — пятерке стран-лидеров, которые больше всего востребованы на ноябрьские праздники. В лидеры вырвался Египет. Турция потеряла лидерство на ноябрьские праздники, в отличие от прошлого года. При этом Египет вырвался в лидеры на базе регулярной перевозки, потому что чартер у нас запускается только с 9 ноября. За Египтом и Турцией идут Арабские Эмираты. Сильно наступает Доминикана. Я не думаю, что она «подвинет» Арабские Эмираты по количеству туристов, но шансы у нее на это есть. А из европейских стран в лидеры неожиданно вырвалась Венгрия, это объясняется тем, что наши туристы очень соскучились по комфортному сити-туру; по отдыху в городе с хорошей атмосферой и без ограничений на посещение ресторанов», — сообщила Майя Ломидзе.

По прогнозу исполнительного директора АТОР, оставшиеся до праздников две недели, скорее всего, только укрепят позиции стран-лидеров. Основанием для таких прогнозов является увеличение спроса на путешествия в этом году на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Подхлестнуть спрос могут и «длинные выходные», которые могут ввести с 30 октября по 7 ноября по предложению вице-премьера Татьяны Голиковой. Правда, введение дополнительных нерабочих дней планируется как антиковидная мера, но когда это мешало нашим гражданам использовать внезапно случившиеся выходные как повод для турпоездки.

Сергей Ишков.