Роман Светлов: Мы дарим эмоции и прививаем детям важные человеческие качества

«Рыжий Театр» авторский театр в микрорайоне Кожухово, отмечает в этом сезоне 10-летие. Созданный актером и режиссером Романом Светловым, он уверенно идет по своему индивидуальному творческому пути. Основной репертуар составляют кукольные спектакли для детей дошкольного и младшего школьного возраста, но есть постановки, пользующиеся большим успехом и у взрослых зрителей — по пьесам Гоголя, Чехова, Шукшина. У театра существует несколько основных направлений деятельности: кукольные спектакли, актерская школа, творческие вечера, благотворительные праздники и Международный фестиваль. По всем направлениям театр не просто удивляет, а показывает высокий профессиональный уровень, околдовывая теплотой, доброжелательностью и элегантным творческим стилем. Наша беседа – с режиссером «Рыжего Театра» Романом Светловым.

 — Роман, добрый день. Как быстро летит время! Кажется, только недавно брала у вас интервью по поводу вашего дебюта в кино, а сегодня – вы отмечаете 10-летие «Рыжего Театра». Так каким задуман юбилей?

— Юбилей наступит в середине сезона – 27 марта. Это Международный день театра, и так совпало, что это и День рождения «Рыжего Театра». По традиции будем отмечать юбилей весь сезон. Он задуман с большим количеством премьер. У нас только что вышел премьерный чеховский спектакль «Чехов: Маленькие комедии» по пьесам «Медведь» и «Предложение», где я играю донского казака, поручика Смирнова. Это яркий спектакль, костюмы сделаны по лекалам XIX века. Зрители с первых показов остались в восторге: говорили, что это профессионально, ярко, индивидуально… Были удивлены, что в театре, расположенном в спальном районе, идут спектакли на таком высоком профессиональном уровне. К юбилею готовим спектакль «Приключения Буратино», решенный в духе комедии дель арте, спектакль по рассказам В. Шукшина, а также спектакли «Красная шапочка», «Три поросенка». Давно мечтаем замахнуться на Уильяма Шекспира.

— В истории каждого театра есть свои вехи. Какие они в вашем «Рыжем Театре»?

— Сначала было сложно открываться, мы волновались, пойдет или не пойдет к нам зритель. Первый спектакль мы сыграли 11 января 2011 года, тогда еще про нас не знали, а вот уже во второй половине января зритель пошел активно, были полные залы. На столе перед входом у администратора, стоит колокольчик, и каждый, кто заходит, звонит в него администратору и тот продает билеты. Надо сказать, что колокольчик у нас звонил каждые пять минут. Это была первая такая важная веха. Потом мы открыли актерскую школу для детей и старшеклассников. Многие ребята занимаются у нас по 5 — 6 лет, приводят друзей, братьев, сестер. Одна девочка у нас занимается уже девятый сезон. Дальше пошло активное производство спектаклей, появление новых актеров – это же все большие вехи нашей жизни. Очень признателен актерам, которые служат у нас в театре фактически с открытия и играют в большинстве наших спектаклей: это и Ксения Бевзова, и Алексей Нечепуренко, и Катя Бизяева, и Володя Баклан; наши звукорежиссеры и администраторы — Мария Фокина и Валентина Чибизова.

— Я знаю, что многие журналисты задают вам этот вопрос, но отчего театр называется «Рыжий»?

— Да, это один из самых популярных вопросов. Рыжий – потому что позитивный, яркий, солнечный. Не такой, как все. Театр создавался с уклоном на детскую аудиторию, это тоже имеет большое значение. Также я люблю букву Р, она находится в этом слове. К тому же у меня жена рыженькая, и я понимал, что ей придется много трудиться в нашем театре, поэтому хотелось сделать ей некий комплимент.

— Какой репертуар сейчас востребован у вашей столь взыскательной публики?

— Наша взыскательная публика — детская. Попадая в театр, дети хотят видеть, что кукла живая, что она разговаривает. Что с ней происходят какие-то важные, яркие события. Что за этими событиями стоит история с героями, которым они бы переживали, сочувствовали. Будь это Емеля, летающий на печи, который слушает волшебную Щуку, или Машенька и Ванечка из интерактивного спектакля «Гуси-Лебеди», где ребята активно участвуют в спектакле, лепят пироги, кидаются яблоками в гусей и помогают героям эти яблоки собирать. Нам очень важно, чтобы ребенок, приходя первый раз на спектакль, оставался с нами, чтобы у него формировалось очень теплое, приятное впечатление от похода в театр, чтобы и во взрослой жизни его бы тянуло в театр. Ну и самое главное, мы закладываем в детях важные человеческие эмоции, стараемся объяснить, что такое добро, сочувствие, помощь ближнему. Всё, конечно, происходит через игру и яркое, понятное ребенку действие.

— В Москве готовится международный фестиваль кукольных спектаклей. Это ведь ваша идея?

— Да, этот фестиваль задуман нами, мы его готовим с большой любовью. Он называется Международный фестиваль кукольных спектаклей малой формы «Рыжее Настроение». В этом году будет проходить уже 7-й Международный фестиваль. За эти годы к нам приезжали коллективы со всего мира. Это Финляндия, Португалия, Венгрия, Италия, Турция, Армения, два раза был театр из ДНР, несколько раз прилетал театр из Индонезии. Мы безумно гордимся этим фестивалем. В этом году он пройдет с 5 по 7 ноября. Будем рады видеть всех любителей кукольной формы у нас в театре.

— Давайте немного помечтаем. Каким вы видите «Рыжий Театр» в будущем?

— Мне кажется, главное, чтобы театр продолжал свою направленность, некую открытость к зрителю, не занимался формализмом и поиском исключительно лабораторной жизни, а был с открытым, улыбчивым лицом. Чтобы он существовал вместе со зрителем. Стоял немного чуть выше — сцена позволяет, но при этом был бы не мэтром, а добрым учителем, который зовет за собой, да и просто дает отдохновение, возможность расслабиться, отключиться от пасмурной погоды и таких же мыслей, ну и конечно, прививает добрые качества самому доброму и самому юному зрителю.

Беседу вела Нина Донских.